Владимир Путин готов встретиться с Дональдом Трампом, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. Трамп уже отменил намеченные новые санкции. И, как рассказало агентство Bloomberg, Кремль остановил контрсанкции, тоже идет навстречу. Маргарита Лютова о том, как Россия искала дружбы с Америкой.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
В прошлую пятницу лидеры думских фракций решили напугать США российским ответом на санкции, но напугали только самих россиян и российский бизнес.
В ответ на санкционный список США из олигархов и их компаний депутаты решили запретить чуть ли не все американское. В законопроекте под громким названием «О мерах воздействия на недружественные действия США» нашлось сразу 16 мер, воздействующих на российскую же экономику и население.
Из того, что почувствует на себе каждый потребитель, а вместе с ними и компании-импортеры: запрет на американские лекарства, продовольствие, табак и алкоголь.
Для бизнеса за пределами потребительского сектора: запрет на совместные проекты в атомной отрасли, авиастроении, производстве ракетных двигателей.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин: Коллеги, нам пора ответить на это хамское поведение со стороны США, на неприкрытый лоббизм США в своих интересах, на создание препятствий в работе российского бизнеса. И в этой связи, уважаемые коллеги, Дмитрий Анатольевич, представители всех фракций Государственной Думы, было бы правильно принять зеркальные меры по отношению к продукции, которую США к нам импортируют.
Государство должно остаться без американского программного обеспечения, а все остальные — без американских специалистов и аудиторских компаний.
Так депутаты на семи листах законопроекта уместили новую экономическую холодную войну. Но на этой неделе вдруг выяснилось — пока, скорее всего, ограничимся маневрами.
Президент США Дональд Трамп заявил, что новые американские санкции России еще надо заслужить.
По крайней мере на словах, Россия вроде бы не собирается их заслуживать. Агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники передало сигнал: президент Путин якобы поручил умерить государственный антиамериканский пыл. Чиновники и парламентарии принялись исполнять — хоть и не всегда убедительно.
Сначала спикер Думы Вячеслав Володин пообещал до середины мая консультироваться с бизнесом и общественностью обо всех заявленных запретах.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин: Мы хотим дополнительно, еще раз, убедиться в правильности решения. Мы еще раз хотим получить поддержку страны, нашего российского бизнеса и деловых кругов, уточнить нормы с экспертами.
Посыл нижней палаты подхватила верхняя — глава Совфеда Валентина Матвиенко тоже обещала «не навредить».
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко: Разработка контрмер, контрсанкций — это тот случай, когда главный принцип — не навреди. Здесь не нужна спешка, мы свою позицию высказали, что обязательно ответные меры со стороны России будут. Здесь нужна очень тщательная проработка всех тех мер, которые предлагаются.
Впрочем, такими заявлениями сопровождались и действительно болезненные контрмеры. Зато исполнительная власть была куда более конкретной. Казалось бы, главный ястреб, вице-премьер Дмитрий Рогозин вдруг вспомнил про экономический прагматизм.
Еще более болезненным ударом по собственному предприятию стал бы запрет на поставки титана в США, в первую очередь компании Boeing, но и тут вдруг зазвучал прагматизм — и это от Минпромторга, живущего под знаменем всеобщего импортозамещения.
Минтранс обошелся даже без громких заявлений — сразу от слов к делу: до последнего тянули с новым разрешением на полеты американской авиации через российское воздушное пространство, но в итоге выдали новое сроком на полгода и предложили продолжить переговоры.
Самым болезненным вопросом пока остаются американские лекарства. Всероссийский союз пациентов сегодня заявил, что попытается убедить законодателей вовсе исключить этот пункт из законопроекта. Валентина Матвиенко уже обещала еще поработать над законопроектом. Остается надеяться, что работа завершится до очередной вспышки антиамериканизма.
Фото: Jonathan Ernst / Reuters