Где черта, за которой невинная шутка превращается в общественно опасную сатиру? В связи с несколькими скандальными уголовными делами, заведенными из-за репостов и картинок «ВКонтакте», многие пользователи соцсетей говорят об удалении аккаунтов и «чистят» свои страницы, опасаясь доноса. Нашлись и такие, что угрожают написать донос, если случайный пользователь соцсети не переведет биткоины на счет незнакомца. О том, как мемы всколохнули интернет-сообщество и привели к реально заведенным уголовным делам, рассказывает Илья Шепелин.
Совсем недавно голову пеплом посыпала самая популярная соцсеть в мире — Facebook просил прощения за спам, распространение фейковых новостей и утечку личных данных пользователей. А у самой массовой соцсести России — «ВКонтакте» — репутационные проблемы могут быть еще серьезнее. Проблема даже в фейковых новостях, а в уголовных делах, которые регулярно заводят на пользователей «ВКонтакте» из-за смешных картинок, лайков или репостов. Эта проблема появилась не сегодня, но из-за барнаульского конвейера расследований в области мемов о ней заговорили все.
Оказалось, что сесть в тюрьму можно за картинку с шуткой о дорогих часах патриарха или шутку, в которой герой «Игры престолов» сравнивается с Иисусом. Это настолько потрясло интернет, что в аполитичном Барнауле на этой неделе прошел митинг, на который призывал прийти один из самых популярных рэперов России, Оксимирон.
Но это еще что. На днях появилась, что называется, у нас появилась инновация. Одни пользователи «ВКонтакте» начали шантажировать других, что напишут на них заявления в полицию за выложенные мемы или цитаты. От предложения можно откупиться биткоином. О таком случае нам рассказала адвокат Виктория Жданова. Ее подзащитная стала жертвой таких угроз.
Виктория Жданова, адвокат: Ей в социальной сети «ВКонтакте» поступило сообщение от незнакомого профиля женского. С вопросом: «Здравствуйте, вы из Санкт-Петербурга?» И дальше пошел рассказ о том, как сильно правоохранительные органы в настоящее время серьезно обращают внимание на содержание репостов на стенах у пользователей социальной сети «ВКонтакте». «В связи с этим, поскольку такое тщательное слежение идет, за 150 долларов в биткоинах я готова забыть содержание определенного поста». Дана ссылка на этот пост.
Звучит немного бредово, но эта угроза уже не кажется бессмысленной. Полицейские из отделов по борьбе с экстремизмом должны бороться и за собственные показатели. Если такое заявление им поступит, то дальше сработает налаженное производство. Прикол из «ВКонтакте» поступит экспертам, с которыми у органов плотные отношения. Коль скоро эксперты считают экстремизмом и оскорблением чувств верующих это, то могут счесть что угодно. Дело пойдет к следователям, потом к прокурору — а в суде, как у нас известно, обвинительные заключениях строго подтверждаются. Так при чем здесь «ВКонтакте»?
А служба безопасности этой соцсети предоставит органам все необходимые данные: IP-адреса, с которых пользователь заходил на страницу, историю изменения паролей. Даже если человек удалит картинку, то «ВКонтакте» не забудет поделиться и такой информацией.
Подавляющее большинство экстремистских дел заведены за публикации во «ВКонтакте». В 16 году их было 298, а за прошлый год — уже больше 400. При этом во «ВКонтаке» говорят, что сами не знают, передают они данные на юмориста с мемами или на террориста из ИГИЛ, просто подчиняются закону.
Пресс-служба «ВКонтакте»: При направлении нам запросов (по регистрационным данным и IP адресам) органы не сообщают нам и не обязаны сообщать обстоятельств, в связи с которыми запрашивают данную информацию... При направлении постановлений на выемку переписки в большинстве случаев обстоятельства, послужившие основанием для истребования у нас информации, в постановлении не раскрываются. Более того, большая часть оперативно-розыскной деятельности осуществляется под грифом «секретно» и «совершенно секретно».
Владелец «ВКонтакте», Mail.ru Group, встрепенулись и за последние дни выпустили обращение с просьбой амнистировать пользователей, а также потребовали изменений законодательства. При этом статистика об уголовных делах была прекрасно известна специалистам. Но сейчас о ней заговорили благодаря Барнаулу. Об этом мы пообщались с вице-директором Mail.ru Group Александром Кармаевым.
Вице-директор Mail.ru Group Александр Кармаев: Mail.ru Group выступил с заявлением по поводу уголовных дел, заведенных за публикации во ВКонакте, их, уголовных дел, ежегодно набирается больше сотни. Почему только сейчас был сделан такой стейтмент? Я думаю, что проблема в том, что наше текущее законодательство и правоприменительная практика часто бывают несправедливы в отношении пользователей соцсетей стало очевидно для всех в последнее время. Потому что количество дел, которые вызывают резонанс и вызывают много вопросов - стало просто запредельным. Поэтому мы решили высказать свою позицию. И не только высказать свою позицию но и сформулировать предложения, которые проработаны нашими юристами. Предложения для государственных органов, как это можно корректировать.
— «ВКонтакте» называют чуть ли не виновником этих уголовных дел. Вы почувствовали какой-то репутационный ущерб, который вам наносят медиа, раскручивая эту историю?
Mail.ru Group — компания, которая развивает крупнейшие социальные сети в стране. Мы делаем классный продукт для наших пользователей. Мы увидели, что в последнее время эта тема стала настолько резонансной, что мы посчитали необходимым высказать свою позицию по этому поводу. Во-вторых, корректировка законодательства позволит пользователям соцсетей чувствовать себя защищенными
— Вы написали письмо государству с предложениями о реформах. Что предлагается?
В этом письме мы предлагаем два направления деятельность. Первое — это системные и методические решения, с одной стороны — в правоприменительной практике, с другой стороны — в законодательной практике. Во-первых, эти обращения адресованы Госдуме, Верховному суду. И также рассчитываем на помощь в решении этих вопросов уполномоченного по правам человека
— Хоть какая-то реакция со стороны государства поступила?
Мы не получили официальную реакцию, мы так же, как и вы следим за комментариями в медиа, которые говорят о том, что все понимают, что эту ситуацию необходимо менять. Мы считаем, что наши действия, если к нам присоединятся коллеги по интернет рынку или правозащитные организации — мы вместе сможем сформировать экспертное мнение, помочь нашим законодателям изменить ситуацию
Прелесть сервисов социальных сетей в том, что это экосистема, которая позволяет человеку делать, как можно больше. Совершать покупки, делать бизнес, заниматься творчеством и так далее. И мы видим, что крен общественной дискуссии уводит фокус с тех продуктов, о которых мы с вами говорим.
— Сейчас началась кампания о том, что нужно людям нужно удалиться из «ВКонтакте», чтобы не заработать статью об экстремизме. Вы уже почувствовали какой-то ущерб от нее?
Еще раз повторю, мы компания, которая развивает социальные сети. И риски этой ситуации лежат не столько в области бизнеса, сколько с точки зрения общей ценности, которую имеет интернет и социальные сети для людей в целом. И в наших социальных сетях в этом смысле никаких изменений статистически мы не видим.
Сервис «ВКонтакте» предоставляет удобный сервис, но и приносит вместе с ним издержки — в виде уголовных дел. О том, что приключилось в Барнауле, заговорили из-за трех абсолютно абсурдных дел Марии Мотузной, Даниила Маркина и Андрея Шашерина.
Но есть и четвертое дело — человека по имени Антон Ангел. Такой человек мог бы стать второстепенным героем в рассказе Довлатова. Кого еще судить за оскорбление чувств верующих, как не человека с фамилией Ангел? С двумя судимостями — грабеж и кража — он указывает своей профессией адвокатскую деятельность. Пару лет назад шел на муниципальные выборы от ЛДПР — правда, тогда выяснилось, что Ангел — не родная фамилия. Большую часть жизни Ангел ходил с фамилией Козлов.
У него на странице полицейские нашли антисемитские лозунги. И, конечно, из-за такого человека общественное мнение не всколыхнулось бы. Потому он и заинтересовал органы: они могут получить свою статистику на том, за кого вряд ли кто заступится. И борьба за судьбы трех других фигуарантов дела мемов в Барнауле — редкое исключение.
Фото: Андрей Луковский / Коммерсантъ