За 18 путинских лет Зиявудин Магомедов — четвертый долларовый миллиардер, задержанный российскими властями и второй, которого держат в тюрьме. Михаил Ходорковский был первым, остальные трое — это уже продолжение разговора с теми, кто с первого раза не понимает. Маргарита Лютова — о редком, но метком явлении в российской политике — арестах миллиардеров.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Губернаторы, чиновники включая одного федерального министра, предприниматели и менеджеры. Но миллиардеры за решеткой — в России при Путине все-таки большая редкость.
Дело ЮКОСа, казалось, установило правила игры на срок дольше, чем 10-летнее заключение Михаила Ходорковского. В октябре 2003-его самый богатый человек страны с состоянием в $ 15 млрд попал из рабочей поездки в СИЗО «Матросская тишина».
С момента, как Ходорковский прошел из самолета с оперативниками ФСБ, российские олигархи внутри страны и правда не попадали за решетку более 10 лет. Пока в 2014-ом под домашний арест не попал Владимир Евтушенков — владелец холдинга «Система», в основе которого тоже был нефтяной бизнес — компания«Башнефть». 9 миллиардов состояния, 15-е место в списке «Форбс». Но обстановка уже была иная: утром — обыски в офисе, вечером — сухое заявление Следственного комитета, вместо СИЗО — домашний арест.
В общей сложности под домашним арестом Евтушенков провел не два, а три месяца, а за это время «Башнефть» успела отойти обратно от Евтушенкова государству. И хотя спустя три года за этот актив пришлось еще и доплатить новому владельцу — «Роснефти», параллели с делом ЮКОСа все-таки остались отдаленными. Спустя пару месяцев после выхода на свободу Евтушенков был приглашен на встречу президента Путина с деловыми кругами.
Не прошло и полутора лет с ареста Евтушенкова, как за решеткой оказался еще один участник списка Forbes — владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик с состоянием в 3 миллиарда долларов. Впрочем, опасения были давними. Как и у Евтушенкова дело ограничилось домашним арестом, при этом бизнес Каменщик сохранил.
Что будет с бизнесом группы «Сумма» братьев Магомедовых, арестованных на прошлой неделе, пока непонятно. Крупнейшая сделка по продаже Новороссийского порта государственной «Транснефти» сорвана, а то и вовсе, по одной из версий, спровоцировала арест. По другим версиям, недовольство Магомедовыми давно копилось в дела силовиков. Накопилось, видимо, немало: Зиявудин Магомедов — уже третий арестованный олигарх за прошедшие неполные три года, но первый после Михаила Ходорковского, кто сразу попал не под домашний арест, а в СИЗО.
Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ