Дело молодых. Почему пришли за студенческим изданием DOXA
Дело студенческого журнала DOXA поразило своей внезапностью. Четырех журналистов DOXA обвиняют в том же, в чем и Леонида Волкова в вовлечении несовершеннолетних в протесты. Подробности в сюжете Валерии Ратниковой.
23 и 31 января в десятках регионов страны прошли протесты в поддержку Алексея Навального. После акций несовершеннолетних, задержанных на митингах, допрашивали следователи, пытались выяснить, кто заставил детей выйти на улицы. И часто не получали ответа.
Скоро появилось уголовное дело против Леонида Волкова: главу сети региональных штабов Навального обвинили в вовлечении несовершеннолетних в противоправные действия. Среди доказательств — те самые допросы после митингов. Через три месяца по этому же делу силовики пришли с обысками к четырем редакторам журнала DOXA, в офис издания и к родителям двух журналистов.
Владимира Метелкина, Аллу Гутникову, Армена Арамяна, Наталью Тышкевич обвинили в вовлечении несовершеннолетних в противоправные действия. Причина — ролик «Им не победить молодость», опубликованный в соцсетях DOXA 23 января и удаленный по требованию Роскомнадзора. В видео журналисты поддержали студентов и школьников, которым угрожали отчислением из-за митингов и призвали их не бояться, несмотря на давление.
По версии следствия, так журналисты DOXA призвали детей выходить на незаконные акции. За это в среду суд запретил четырем редакторам выходить из дома почти целый день кроме одной минуты в 23:59. Фактически отправил их под домашний арест. Когда журналистам DOXA избирали меру пресечения к Басманному суду приехали больше сотни человек.
DOXA появилась четыре года назад. Издание создали студенты Высшей школы экономики. Небольшая редакция без главного редактора, все решения принимаются коллективно. К весне 2021-го из локального студенческого медиа DOXA превратилась в журнал, который пишет о действительно острых проблемах внутри университетов, и кроме того занимается правозащитой. Переломный момент — лето 2019-го и «московское дело», тогда редакция вела кампанию за освобождение его фигурантов, помогала задержанных на акциях, собирала для них деньги.
Через несколько месяцев после этого DOXA лишили статуса студенческого СМИ, Вышка от издания отказалась.
«Их интересы оказались гораздо шире и дальше, чем интересы ВШЭ, — говорила в январе 2020 года Валерия Касамара, проректор Высшей школы Экономики. — За всю историю их существования мы никогда их не цензурировали. Они стали самостоятельными игроками, их повестка шире, чем повестка Высшей школы экономики, мы считаем, что правильней будет не брать на себя ответственность за то, что они делают».
Уже без поддержки Вышки журналисты выпустили несколько громких текстов — о домогательствах на Филфаке МГУ, о целевом наборе в вузы, с помощью которого чиновники пристраивают в университеты своих детей, о том, как и почему Вышка потеряла звание самого «либерального» университета в стране.
Но главная тема DOXA — давление на студентов в вузах из-за политических мотивов. В новом тексте издания, сделанном вместе с «Проектом» и опубликованном на следующий день после обысков у редакторов DOXA, журналисты разбираются, как давление на студентов связано с политическими предпочтениями руководства вузов.
Никита Кучинский, редактор журнала DOXA: «Мы нашли тенденцию, что практически все ректоры так или иначе поддерживают либо «Единую Россию», либо Путина, либо местную власть, либо становятся доверенными лицами, входят в партию <…> Мы рассматриваем эти уголовные дела как давление на всю редакцию, но на саму работу это не так повлияло. Мы работаем, нас так просто не задавить».
Иван Жданов, директор ФБК*: «Я рассматриваю это как волну против организаторов протеста. Ребята из журналистской газеты явно не организовывали протест, они просто высказались. Но задача еще всех поднапугать — если вы будете призывать, то за вами тоже могут прийти, статью вам подберут какую-нибудь».
Руслан Шаведдинов, сотрудник ФБК: «Насколько я знаю, у них есть адвокаты, поэтому юридической помощи с нашей стороны не требуется, но если что-то нужно будет, то, конечно, окажем всю необходимую помощь. Я лично подписался на ежемесячные платежи, сейчас важно проявлять солидарность».
За 2-х минутный ролик в соцсетях четырем журналистам DOXA может грозить либо штраф, либо обязательные работы, при отягчающих обстоятельствах срок до 3-х лет в колонии, таких обстоятельств пока в деле нет. В это время редакция DOXA продолжает работать, хоть у нее теперь нет офиса, части техники и четырех журналистов.
*По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента