«Путина не догнать»: как президент России достиг абсолютной власти к четвертому сроку
В последней в уходящем году программе «И так далее» Михаил Фишман подвел итоги 2017 года. В новом году Россию ожидает важное событие — выборы президента. ЦИК уже начал регистрировать участников. Среди них, например, действующий президент Владимир Путин и телеведущая Ксения Собчак. Алексея Навального к выборам не допустили. Теперь он организовывает всероссийскую забастовку. О «вечности» российской власти и предстоящих выборах — авторская колонка Михаила Фишмана.
Михаил Фишман:
Когда-то давно, лет десять назад, когда деревья еще были большими, Владимиру Путину подбирали и идеологический пантеон и образцы для подражания. За сборную суверенной демократии тогда вышли Минин и Пожарский— в обороне, — а в нападение поставили американского президента Франклина Рузвельта. Было еще неясно, пойдет Путин на третий срок или нет, поэтому на лед вышел Рузвельт — почему чемпионам по демократии можно избираться в президенты четыре раза, а нам нельзя?
Но Франклин Рузвельт правил 12 лет, и эту остановку Владимир Путин проскочил даже не притормозив два года назад — и это если вычесть 4 года Медведева, хотя тут есть разные мнения. Теперь у России официально другой ориентир: Германия: «Достаточно вспомнить, что происходит в той же Германии, где одна и та же политическая сила, один и тот же кандидат на протяжении десятилетий может быть главой правительства. А, по сути, глава правительства там – это в значительной степени глава государства», — заявил ранее Дмитрий Медведев.
Ангела Меркель у власти 12 лет. Гельмут Коль был аж целых 16 лет, Гитлера наверное не считаем, в общем, все отстают, Путина не догнать. Попытки найти ему аналог на Западе — в Европе и Северной Америке — увы, бесплодны. Их больше нет. В списке ныне здравствующих лидеров долгожителей Путин занимает почетное 19-е место. Впереди — 10 стран из Африки, три из Азии, одна в Латинской Америке, одна на Ближнем Востоке, ну и наши давние коллеги Рахмон, Назарбаев и Лукашенко.
Это очень неплохой результат. Ведь это не Португалию догонять по доле ВВП на душу населения. Это суровое соревнование для настоящих мужчин — борьба идет в буквальном смысле не на жизнь, а на смерть, потому что в этой части таблицы на кону уже стоит вопрос, кто дольше протянет. Чисто физически. России тут есть за что побороться — моложе Владимира Путина в этом списке только представитель соседней братской республики Беларусь. Как вы понимаете, из отстающей группы обогнать Россию на этом этапе уже никто не сможет. И вполне можно рассчитывать, что через шесть лет мы будем уже в десятке. А с учетом неплохой физической формы и доступной квалифицированной медицинской помощи — про допинг отдельно поговорим — в перспективе можно замахнуться и на первое место.
Теперь о программе. На самом деле точность — не вежливость королей, а уловка слабака и временщика. Подробности — это уроки власти для начинающих. Поистине мощный лидер смотрит широко и не разменивается на мелочи и конкретные KPI. Такое понимание, кстати, приходит не сразу.
Вы заметили, Путин разлюбил цифры. Помните — раньше он сыпал ростом инвестиций, процентами ВВП, внешним долгом, объемами промышленного производства, реальными доходами, тарифами ЖКХ, стандартной толщиной бруса в долевом строительстве и средней выдачей икры в граммах у половозрелого осетра.
Но это все было раньше. А по мере опыта и налаживания управления страной постепенно приходишь к более общим формулировкам. Это называется мудрость: «Вы знаете, я уже много раз говорил о том, какой бы я хотел видеть Россию – и на таких массовых мероприятиях, и в беседах более камерного характера. Ещё раз скажу: она должна быть устремлена в будущее, она должна быть очень современной, политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях, производительность труда должна многократно возрасти. Я бы не хотел сейчас говорить о предвыборной программе, которая у меня, так же как и у других кандидатов, наверняка будет, должна быть. Она у меня практически уже есть», — рассказал президент.
Конечно, у Путина есть программа. И мы ее знаем.
18 лет назад Путин называл себя менеджером, которого наняли на четыре года. На самом деле вначале пришлось повозиться, иногда даже идти ва-банк. Первый срок: перехват управления телевидением (НТВ), парламентом, дело ЮКОСа, отмена выборов. Второй срок: спецоперация «Преемник». Третий — ну тут опять как считать — контроль из-за кулис и подготовка к возвращению на большую сцену. Вернулся, здравствуйте: протесты, Болотная, падающий рейтинг. А значит — снова борьба, опять аресты, и, наконец, победоносная война и.. бабах, Крым, расставивший все по своим местам.
Так что можно сказать, все эти годы Владимир Путин только шел к власти. Недавно он ее получил — уже в полном объеме, беспрекословную — и нам осталось только проголосовать.
Вопрос теперь лишь в том, состоятся ли те следующие выборы 2024 года, и если да, то кого и, главное, куда мы будем выбирать через эти шесть следующих путинских лет. К абсолютной власти не приходят так старательно, мучительно и терпеливо, чтобы потом просто махнуть на нее рукой. И зря кандидаты в преемники уже сегодня выстраиваются у трона — любой, кому довелось сидеть на нем четверть века, прекрасно понимает, чтобы ни пришел следом, он правление своего предшественника превратит в руины. На этих выборах Путин перешел в новое качество, и пройдет еще много лет, пока во властном триумвирате Путин-Россия-Вечность вечность единственная останется у руля.
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости