Путин укололся: как президент покинул реальность и заперся в бункере навсегда
Президент России Владимир Путин привился и чувствует себя хорошо — об этом 23 марта сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. На следующий день РИА Новости распространило видео на котором видно, как Путин встречается с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным, однако видео с процессом вакцинации президента никто не увидел. Также Путин не сообщил, каким препаратом он привился. Песков утверждал, что российскому лидеру не нравится вакцинироваться на камеры. В своей колонке Михаил Фишман размышляет о причинах отложенной вакцинации Путина и ее секретности.
Владимир Путин сделал прививку от коронавируса. Точнее, внезапно сказал, что сделает, хотя до этого он не прививался, потому что он не той возрастной категории, а потом говорили, что его график прививок позволит ему уколоться осенью или в конце лета. И вдруг на тебе.
Но во время прививки в кремлевской опочивальне Путина занавесили окна и не пустили прессу. Укол был непубличный: Путину не нравится делать это на камеры, объяснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. В одежде лесника ходить по тайге под камеры нравится, в синих трусах тоже нормально, а публично прививаться в стране, где по данным социологов количество не желающих вакцинироваться растет — в августе против были 55%, а сейчас в марте уже 62%. Путину не хочется. Ну такой у него характер. Так что Песков развел руками: придется поверить на слово.
Едва ли не единственным доказательством путинской прививки служит официальный аккаунт вакцины «Спутник V» в Twitter, причем на английском языке — но Twitter все равно скоро заблокируют, так что никто ничего не узнает. С учетом невероятного внимания Владимира Путина к собственной безопасности — помните, он ходит в музей со своим сортиром, — его прививка представляет собой продуманную спецоперацию, и вариантов есть ровно два: Путин привился, но уже какое-то время назад, Путин не прививался вовсе. И вопрос очевиден: зачем Путин внезапно решил рассказать, что именно сейчас делает себе укол? С одной стороны, Путин считает, что в России с вакцинацией все хорошо, гораздо лучше, чем например в Штатах, — и он буквально в конце той недели даже хотел рассказать об этом Байдену в ходе их жесткого разговора.
«В США ситуация непростая — они далеки еще от решения этих вопросов. У нас движение более уверенное вперед», — сказал Путин в эфире телеканала «Россия-24».
Это не проговорка: Путин не раз хвастал тем, как хорошо Россия справляется с коронавирусом — в сравнении со странами Запада, охваченными очередной ковидными волнами и закрытыми на карантин, пока в России карантин применяют исключительно к политической оппозиции, а если вы за Путина, то добро пожаловать всей толпой к нему на стадион — это ли не свидетельство победы над эпидемией, по крайней мере моральной. Москва живет практически нормальной жизнью, пока Европа закрыта на локдаун. Но с другой стороны, вообще неясно, что Путин имеет в виду. То есть совсем. Потому что если верить официальной статистике, дело обстоит ровно наоборот. В России по данным на 25 марта хотя бы один укол получили 6 миллионов 600 тысяч человек. Это 4.5% населения. В США на тот же день привиты больше 87 миллионов человек, это больше 26% населения. По состоянию на вторую половину марта в США прививали по полпроцента населения в день. Это значит, что половина страны будет вакцинирована меньше чем через два месяца. В России на тот же момент прививали меньше на порядок — меньше 0.05% в день. И с такими темпами на вакцинацию половины населения потребуется почти три года. То есть это не закончится никогда. Уж точно не к осени, как обещает правительство. Более того, темпы упали, и именно поэтому в стране и развернулась, наконец, прививочная пиар-кампания. Телевидение рекламирует вакцинацию изо всех сил. В бой идет тяжелая артиллерия. Нет не Путин, конечно:
«Сегодня самый верный путь обезопасить себя — это пройти вакцинацию. Мы призываем сделать это и как можно скорее. Защитите себя и своих близких», — заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко в эфире телеканала «Россия-24».
Хвастать похоже нечем, и, кажется, понятно, зачем Путин говорит, что сделал себе укол: во-первых, чтобы поддержать падающую вакцинацию в стране; во-вторых, чтобы продвинуть вакцину в мире. И мир его уже услышал, а суммирует телеведущий Джимми Фэллон: «Путину сделали инъекцию? Вообще-то русским делают уколы только в двух случаях: или хотят отравить или готовят к Олимпиаде». Как именно повлияют сообщения о вакцинации Путина на общественное мнение в стране сказать трудно — уж слишком секретная у него прививка, неизвестно даже какая, — но как она повлияет на его собственную жизнедеятельность, можно сказать уже сегодня — никак. Либо Путин привился, либо нет, но практической разницы между этими двумя вариантами просто нет никакой.
Год назад Путин ушел на самоизоляцию, спрятался от людей, — как принято говорить, в бункере, — и теперь уже вряд ли когда-нибудь выйдет на свет, к людям. Помните, как говорил Навальный?
«Я здесь, стою на этом месте, меня охраняет полиция, Росгвардия появилась, половина Москвы оцеплена именно потому, что маленький человечек в бункере сходит с ума», — сказал Навальный на выездном заседании Симоновского суда, который решал вопрос о замене ему условного срока по делу «Ив Роше» на реальный .
Конечно, Путину слышать такие слова обидно, но он их и не слышит — и именно в этом и заключается смысл его новой жизни, когда уже никто не сможет ему объяснить, что результаты голосования по поправкам к Конституции подделаны, или что Навального пытают в тюрьме бессонницей, или что на самом деле Россия провалила вакцинацию, а не наоборот. Такова бункерная реальность, и именно поэтому Путин так легко манкирует публичной прививкой, а его пресс-секретарь пожимает плечами: не нравится — чтобы объяснить Путину, что личный пример вакцинации имеет большое значение, нужно до него достучаться, но это как раз и не возможно сделать. Политолог Владимир Пастухов считает, что «дворец Путина» в Геленджике, о котором рассказал Навальный, должен был стать его личным олимпом, его Ватиканом — в том случае, если бы в России реализовался транзит власти и Путин бы всерьез передал полномочия преемнику в 2008 году и тогда из этого дворца надзирал бы за управлением страной как Дэн Сяо Пин или как Папа Римский. Путин не решился на транзит власти, испугался, но мечта переложить свой властный крест на чужие плечи осталась. И тут ему помогла эпидемия.
«Лишенный возможности уйти от власти внешним, видимым образом, Путин покинул ее внутренне, отгородился от нее ментально. Он не смог уехать в Геленджик, но смог превратить Кремль в Прасковеевку. Карантинные ограничения лишь стали средством дополнительной наглядной визуализации того состояния, которое возникло намного раньше безо всякого влияния пандемии. Путин отделил себя от власти непроницаемым стеклом», — высказал мнение в «Новой газете» доктор политических наук, сотрудник University College of London Владимир Пастухов.
Это так и есть. Путин может выйти на сцену к безликой и физически удаленной от него массовке, он может принять в одном из своих бесконечных одинаковых кабинетов с по-разному расставленными очередного прислужника, которого перед этим выдерживали две недели, как хороший стейк — как пишет сайт «Советы мясника», 2-4 недели, если нужно добавить нежности. Путин может кататься на болотоходе по тайге в костюме лесника и проводить совещания в онлайне, но в компании людей вы Путина больше не увидите. Вне зависимости от того, сделал Путин прививку или не сделал, он заперся навсегда.
По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента