«Легитимизация себя в вечности». Почему Путин сбежал с ЧМ на Валаам
Михаил Фишман о том, зачем Путин отправился на Валаам посреди чемпионата мира по футболу и как использует религию в политических целях.
Михаил Фишман: Пока честной народ гуляет на Никольской и в Лужниках, Дональд Трамп крутит в бараний рог старушку Европу, и вовсю идет подготовка к саммиту в Хельсинки, Владимир Путин устремляется прочь от мирской суеты — едет на Валаам. Само по себе это не новость. Дежурный визит: Валаам — это традиция, ежегодный ритуал, 11 июля Путин всегда там.
Так что вопрос не в том, в чем цель визита, а в том, что эта традиция означает, зачем она. Об этом Владимир Путин само рассказал в одноименном фильме журналиста Кондрашова. Фильм стал частью предвыборной президентской кампании Путина минувшей зимой.
Владимир Путин: Когда были заложены вот эти семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь — как раз благодаря РПЦ,
Михаил Фишман: Тут дело вот в чем. Когда ты единолично правишь огромной страной уже почти двадцать лет, твоему авторитету нужны опоры, основания — почему тебе это можно и почему так правильно. Как известно, нет Путина — нет России, и если это аксиома, то из нее вытекает все остальное, в том числе и поездки на Валаам. А если это теорема, то ее доказывает в том числе и тот факт, что Путин уже который год лично стоит на страже тысячелетних традиций российской власти, будь она хоть монархией, хоть диктатурой советов.
Властитель равный самой России не может ошибаться, весь его путь светел и блестящ, и соединению советской власти с религией, а работе в КГБ с православием уже найдено объяснение: коммунизм — это такое же христианство, только немного в профиль, как бы вас это ни удивляло. Те церковные иерархи, которые еще хорошо помнят бассейн на месте Храма Христа Спасителя, возможно, и поспорили бы — ну так пусть попробуют.
Нам соединение веры в советскую власть с верой в бога знакомо не только по прозе Войновича, но и по эволюции той самой КПРФ после распада Союза еще с ранних 90-х, когда эти наши левые вдруг взяли в руки хоругви с иконами. Почитайте «Советскую Россию» или «Правду» того времени — там и юный октябрь впереди, и царствие божие. Владимир Путин к тому времени уже несколько лет как положил партбилет в ящик письменного стола.
Но то что десятилетия назад казалось маргинальным и вычурным, то что было идеологией неудачников, за эти годы превратилось в концепцию государственной власти. За это время так называемые питерские чекисты сошлись с так называемыми верующими банкирами, а известный священнослужитель Тихон Шевкунов пришел к пониманию единства целей у власти церковной и у власти светской. Не так давно он это сформулировал в интервью Зое Световой. Это ответ на вопрос, почему церковь сегодня прославляет власть:
Тихон Шевкунов: Были времена, скажем, в период татаро-монгольского нашествия или в смутное время, когда именно церковь, и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?
Михаил Фишман: Тут в общем даже не возразишь. Мысль в том, что церковь не обслуживает власть, как это иногда кажется, а работает ее путеводной звездой — и такое понимание симбиоза сегодня устраивает обе стороны. Одна сторона получает привилегии и влияние, другая легитимирует себя в вечности. Вот американский сенатор, к примеру, скажет, что вести переговоры с представителями России — это как иметь дело с мафией. Но где вы видели мафию, церковью помазанную на царство?
Поставленный Владимиром Путиным знак равенства между советской версией коммунизма и христианством — это конечно больше, чем желание объясниться. Это новая посткрымская официальная трактовка всей российской истории, в которой подлинного величия Россия достигает лишь под железной властной пятой, как бы эта пята себя не называла: царем, генсеком или президентом.
Фото: Михаил Климентьев / ТАСС