«Путин не собирается останавливаться»: Браудер о том, как Россия злоупотребляет Интерполом и почему «акт Магнитского» отменить невозможно

28/10/2017 - 00:07 (по МСК) Михаил Фишман

Интерпол отклонил запрос России об объявлении в розыск главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера. Организация также запретила российским властям в дальнейшем использовать свои каналы для экстрадиции бизнесмена. Уильям Браудер дал интервью Михаилу Фишману, в котором рассказал, как его фамилия оказалась в списках Интерпола, что случилось с его американской визой, и можно ли утверждать, что Москва хотела добиться отмены «акта Магнитского» в обмен на то, что она считала компроматом на Хиллари Клинтон.

Во-первых, что случилось с вашей визой в Америку? 

Ну, что ж. На прошлой неделе Канада приняла на законодательном уровне свою версию «акта Магнитского». Было понятно, что это действительно расстроило Владимира Путина. Он не скрывал своих чувств. В четверг на прошлой неделе он сделал очень сильное заявление по поводу меня и Канады. На самом деле, это удивительно, насколько эмоционально он отреагировал. И примерно в то же время он в пятый раз включил меня в список Интерпола для предъявления ордера на арест. Я сказал «пятый раз», потому что уже четыре раза Путин пытался меня арестовать. Каждый раз Интерпол отклонял эти запросы, расценивая их как политически мотивированные.

Но, в любом случае, похоже, он не собирается останавливаться, он подал заявление на меня в пятый раз, и автоматически мне аннулировали мою американскую визу. Из-за этого в Америке большой скандал: «Так подождите секунду. Может ли Владимир Путин определять, едет ли Билл Браудер в Америку или нет?»

Понедельник стал знаменательным днем: много людей оказались замешаны в этом, и любопытно, что некоторые в России радовались моим проблемам с визой. Но в конце концов правительство США вручную обошло правила и разрешило мне приезжать в Америку, когда я захочу.

Как так вышло, что ваша фамилия оказалась в списках Интерпола? Ведь раньше Москве не удавалось этого сделать? 

Существует два типа ордеров на арест от Интерпола. Один из них называется «Красное уведомление Интерпола». И красное уведомление проходит через штаб-квартиру Интерпола в Лионе. Запрос проходит через аналитическую обработку, чтобы убедиться, что он соответствует всем правилам Интерпола. И Россия трижды пыталась приписать мне Красное уведомление, и все три раза Интерпол отклонял такие запросы. Также существует второй тип ордера на арест от Интерпола – специальный информационный запрос. Такой запрос не проходит через штаб-квартиру или аналитическую обработку. По сути, российская прокуратура воспользовалась лазейкой. Они воспользовались брешью в системе и включили мое имя в этот специальный список запросов без ведома Интерпола, таким образом добавив его в систему. 

То есть миграционная служба, увидев фамилию в списке, автоматически отказала вам в визе? 

Ну так логика очень проста. С одной стороны, они говорят: «Мы не хотим впускать в страну людей, скрывающихся от правосудия по запросу Интерпола». И это очень логично, если не принимать во внимание, что некое государство-изгой злоупотребляет институтом Интерпола для политической мести. Я — исключение из правил. Но правило не пускать в свою страну людей, находящихся в розыске Интерпола, очень логичное. Но в моем случае, они поняли, что происходит, и быстро исправили это.

Проблема решена?

Это закончилось до тех пор, пока Россия не сделает этого снова. Однако учитывая все вышесказанное, Россия многократно злоупотребляла Интерполом. Сейчас мы выступаем за то, чтобы Интерпол ограничил право России использовать специальные запросы из-за многократных злоупотреблений.

Действительно, Владимир Путин посвятил вам целую лекцию на панели Валдайского клуба в Сочи. И он почти дословно повторяет то, что написано в записке Натальи Весельницкой, недавно опубликованной в Foreign Policy: что вы и ваши инвесторы братья Зифф поддерживали Демократическую партию. Зачем, с вашей точки зрения, он так внимательно следит за этим?  

Прежде всего, это доказывает главное: адвокат Наталья Весельницкая была агентом Владимира Путина. Она не была там по своей воле или по заказу какого-то маленького российского олигарха. Она была для Владимира Путина, потому что они используют в качестве аргументов одни и те же тезисы.

С точки зрения сделанных им заявлений это походило на очень странную лекцию. Меня больше всего заинтересовали его невербальные проявления – мимика, жесты. Просто посмотрите, насколько он раздражен мной. Удивительно, как некое частное лицо может вызывать столько негодования у главы государства. Судя по его тезисам, он неумело пытался вовлечься в дискуссии о Трампе и Клинтон о каком-то заговоре и так далее. Неясно, чего он этим хотел достигнуть, но он явно очень старался. Еще очень впечатляет, как он с легкостью жонглирует всеми этими так называемым «фактами», ссылается на эти «документы» и так далее. Он повторяет всякие сумасшедшие выдумки прокуратуры. 

Можно ли утверждать, что Москва хотела добиться отмены «акта Магнитского» в обмен на то, что она считала компроматом на Хиллари Клинтон?

Вот что мы знаем к этому моменту: Путин очень четко дал понять, что отмена «акта Магнитского» является одним из его главных внешнеполитических приоритетов. Мы видели подтверждения этому и в его заявлениях, и в его действиях. Он запретил усыновление российских сирот американскими семьями, что является садистским нападением на собственных детей, и все это ради защиты коррумпированных чиновников. Поэтому мы знаем, что это важно для него. И мы знаем, почему это так. Именно Путина через своего ставленника, через Сергея Ролдугина, получил выгоду от доходов с мошеннической сделки, которую Сергей Магнитский раскрыл и из-за которой впоследствии был убит. И мы знаем, что это пугает его, потому что «акт Магнитского» замораживает активы людей, которые были соучастниками этого преступления или получали деньги.

Мы знаем, что Путин ненавидит «акт Магнитского», потому что является его субъектом. Мы видим много эмоциональных и довольно неловких попыток отменить акт Магнитского. Одна из таких попыток — это отправление Натальи Весельницкой в Трамп-тауэр 9 июня 2016 года для заключения какой-то крайне странной сделки. Но, все же, мы не знаем, что же было предложено взамен. Нельзя просто прийти и сказать: «я хочу провести некий закон по правам человека в Америке», не предлагая что-то взамен. То есть мы не знаем, что Наталья Весельницкая предложила от имени Путина, и понятия не имеем, принял Трамп это предложение или нет.

Но мы можем собрать вместе ряд договоренностей и интересов и посмотреть — это действительно очень важно понять, был ли какой-то сговор между Путиным и Трампом. Мы знаем, что Путин его инициировал, но мы просто не знаем, согласился ли Трамп.

Насколько убедительно предложение Кремля считать финансирование демократической партии братьями Зифф компроматом на Клинтон? 

Если это было то, о чем говорят — то это не очень умный подход. Я знаю этих ребят, я видел их в действии. И ясно, что ФСБ гораздо умнее. Я думаю, что, вероятно, в этой истории есть больше деталей, о которых пока не известно. Мы просто пока не знаем их.

Вы как-то помогаете расследованию по России, которое ведет Роберт Мюллер?

Я не могу комментировать свои связи с американскими правоохранительными органами США.

Что дальше будет с актом Магнитского?

Мои прогнозы на законодательное оформление «акта Магнитского» очень оптимистичные. После принятия закона в Канаде, другие страны могут последовать ее примеру. Многие европейские страны нерешительно внедряли «акт Магнитского», потому что не хотели копировать Америку, которая является своего рода «единственной сверхдержавой». Есть много анти-американских настроений по этому поводу. Но такого понятия, как анти-канадские настроения, не существует. Канада считается моральным лидером, честным игроком, поэтому это чрезвычайно убедительный прецедент для законодательного закрепления «акта Магнитского» в других странах. Поэтому я думаю, что мы увидим много других стран, которые последуют примеру Канады. Я думаю, что это одна из причин, почему Путин был так взволнован этой новостью.

Что касается сговора, я не знаю, что из этого получится. Либо это будет громадный скандал, либо это окажется «ничем», как говорит Дональд Трамп. Но я не в состоянии комментировать, потому что у меня нет фактов. Но над этим делом работают лучшие сотрудники правоохранительных органов в мире, которые обладают огромными ресурсами: Роберт Мюллер и его команда расследуют это дело. И они найдут ответ. И ответ будет либо «да» либо «нет», он будет окончательным и определенным. Так что, я думаю, мы все должны подождать и потом посмотреть, что будет.

Как вы думаете, Путин по-прежнему рассчитывает на помощь Трампа по вопросу с «актом Магнитского»?

Он никогда не сможет отменить «акт Магнитского», потому что это акт прошел через Конгресс. А Конгресс США просто так его не отменит. Путин — долгоиграющий персонаж. Ему не нужно беспокоиться о том, что его не переизберут, потому что в России нет настоящей демократии. Он не должен беспокоиться о пристальном взгляде прессы, потому что едва ли какие-то независимые журналисты пристально следят за ним. Ему не нужно беспокоиться о контроле со стороны Госдумы.

Таким образом, Путин может играть в очень долгую игру, и терпеть неудачи – одну за другой, а затем снова добиваться успеха. И если он считает, что Трамп — один из его людей, он просто дождется правильного момента. Он также очень рискованный игрок, в том смысле, что если по каким-то причинам Трамп перестает быть президентом США, то реакция Америки на вмешательство России в американский политический процесс станет крайне враждебной.

Другие выпуски