«Приглашают нас порешать в кустах»: почему «Роснефть» продолжает атаковать АФК «Систему»
АФК «Система» подала ответный иск в Арбитражный суд Москвы и требует возместить ей ущерб на сумму 330,5 миллиардов рублей. Из иска следует, что «"Роснефть" и "Башнефть" предпринимали и продолжают предпринимать заведомо недобросовестные действия с целью неосновательного обогащения <…>, разрушения корпоративной стоимости АФК «Система», доведения корпорации до банкротства, нанесения ущерба корпорации, ее акционерам и кредиторам”. В общем, это война. Подробности у Маргариты Лютовой.
«Имея определенный опыт участия в, скажем, исполнении национального долга с оружием в руках, я могу вам сказать, что каждый участник войны ведет личный счет, копит ненависть. Возникает острая мстительность», — может показаться, что это заявление Сечин сделал на днях. Но так он три года назад комментировал санкционную войну России и Запада. Впрочем, и у самого Сечина хватает войн. Прямо сейчас разворачивается очередная — корпоративная. Ее эпицентр — компания «Башнефть», которая до 2014 года принадлежала АФК «Системе» Владимира Евтушенкова, а год назад отошла к «Роснефти».
Май этого года. «Роснефть» вдруг подает иск к холдингу АФК «Система», требуя 107 миллиардов рублей. Это компенсация за прошлый плохой менеджмент и вывод активов из «Башнефти», объяснит госкомпания. Июнь. Цена вопроса растет. 170 миллиардов рублей — «Роснефть» пересчитала свой ущерб с учетом колебаний курса. Суд встанет на сторону «Роснефти» и присуждает ей 136 миллиардов рублей компенсации. Система защищается в апелляции, «Роснефть» по-прежнему требует все 170 миллиардов. И наконец хроники последних двух дней.
7 декабря, в день последнего слова Алексея Улюкаева, «Роснефть» вдруг заявляет о новом иске к АФК «Системе» и опять из-за «Башнефти» — еще 131 миллиард рублей компенсации. Итого 300 с лишним миллиардов с учетом первого иска. Год назад «Роснефть» заплатила государству за «Башнефть» немногим больше — 329 миллиардов рублей.
«Очевидно, что, штампуя необоснованные многомиллиардные иски, "Роснефть" просто пытается компенсировать свои затраты на "Башнефть", то есть фактически получить актив бесплатно за счет АФК "Система"», — заявляет Сергей Копытов, пресс-секретарь АФК «Системы».
Проходит менее суток. И у «Системы» готов еще и судебный ответ. Встречный иск к «Роснефти» — с требованием возместить ущерб на 330 миллиардов рублей. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев куда эмоциональнее коллеги из «Системы»: «Это совершенно беспрецедентный идиотизм. Беспрецедентный. Я уж не говорю, что там нет юридических перспектив. Вы представляете, что они обратились в суд с жалобой, с претензией на обращение оппонентов в суд?».
Совсем недавно президент Путин призывал поссорившихся гигантов бизнеса к миру. Но мир обе стороны видят по-своему. АФК «Система» говорит, что «Роснефть» в качестве мирового соглашения предлагает выплатить ей все требуемые миллиарды. «Роснефть» обвиняет «Систему» в сомнительных методах решения корпоративных споров: «Они нас приглашают непрерывно, приглашают порешать в кустах. Это единственное предложение, которое мы слышали от них — порешать что-то в кустах. "В кустах" — значит "вне правовой системы". Договориться там», — рассказал Михаил Леонтьев.
Это уже третья битва за «Башнефть». В первых двух тоже звучали взаимные обвинения в стремлении «порешать в кустах». Июнь 2014 года. «Башнефть» в Лондоне рекламирует себя инвесторам — компания готовится разместить свои акции на лондонской бирже. Но уже осенью основной владелец АФК «Системы» Владимир Евтушенков окажется под домашним арестом — за то, что незаконно получил «Башнефть» на приватизации, а сама башкирская нефтяная компания вместо английской биржи перейдет обратно в государственную собственность.
Одновременно выяснится: еще до презентации для английских инвесторов «Башнефтью» интересовались инвесторы российские: государственная «Роснефть» и вроде бы частная «Независимая нефтяная компания». Правда, ее собственник, Эдуард Худайнатов, слывет человеком Сечина. Оба они будут отрицать интерес к «Башнефти». Почти два года «Башнефть» оставалась под прямым контролем государства.
Лето 2016 года. Минэкономразвития во главе с Алексеем Улюкаевым готовит компанию к приватизации. Но вместо частных рук «Башнефть» снова переходит в государственные. Компанию без публичных торгов продают государственной же «Роснефти». Эта сделка окажется роковой для экс-министра Улюкаева. Спустя месяц после продажи Улюкаева задержат прямо у офиса «Роснефти». Именно за согласие продать «Башнефть» он якобы получит от Сечина портфель с двумя миллионами долларов — по крайней мере в этом уверены прокуроры, которые просят для Улюкаева 10 лет лишения свободы. В последнем слове он вспомнит Сечина, который в суд ни разу не явится: «Не потерпевший, не свидетель. Кто же он в процессе? Может, специалист? Ну скорее всего специалист. Специалист по проворачиванию определенного рода делишек. Дурно пахнущих делишек».
Фото: Sergei Karpukhin / Reuters