«Ползи за мечтой»: что Серебренников делал не так

Колонка Михаила Фишмана
09/09/2017 - 00:27 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

Пока Серебренников находится под домашним арестом, ему нельзя посещать репетиции спектаклей в «Гоголь-центре», где открылся новый театральный сезон. Исполняющим обязанности художественного руководителя театра назначена Юлия Калинина. Суд разрешил режиссеру отправляться на прогулки в районе проживания. О том, кому нужно «дело» Кирилла Серебренникова — авторская колонка Михаила Фишмана.

Михаил Фишман: Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский сидит в СИЗО. И будет сидеть дальше — на этой неделе суд снова оставил его в тюрьме. Малобродского сначала вроде бы обвинили в хищении средств на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», на который есть тысячи рецензий и который идет до сих пор. И посадили в тюрьму, даже не возбудив против него уголовное дело.

Потом позиция поменялась. Про Шекспира забыли. Теперь Малобродский — член преступной группы, которая была сформирована с целью хищения средств, выделенных на финансирование «Седьмой студии» в 2011 году. Таковы последние показания бывшего бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, которой их как будто вложило в рот следствие и после которых был помещен под домашний арест и переведен в статус обвиняемого Кирилл Серебренников. Самый знаменитый режиссер России под арестом. Что-то он значит не так делал в своей плодотворной творческой жизни.

Казалось бы, свидетельства Масляевой, сильно похожие на оговор, опровергаются самим простым фактом постановки десятков спектаклей, но какая разница. Почему? Кому это нужно? Может быть, Владимиру Путину? Он, наконец, разобрался в деле Серебренникова. Он знает, что произошло, и даже называет конкретные суммы: «Да, я знаю, по разному относятся к творчеству разных людей, в том числе к творчеству Серебренникова. Но это вкусовые вещи: кому то нравится, кому то не нравится. Но если власть финансирует, значит, она относится как минимум нейтрально и даёт возможность художнику творить, работать, вот и всё».

Вопрос со стороны следствия только в законности расходования бюджетных средств, и это не маленькие деньги. Если вы посмотрите финансирование: по линии правительства — это где-то 300 миллионов, а по линии московского правительства — где-то 700 миллионов за два-три года, под миллиард. Это приличные деньги.

Но ведь Путину нет дела до спектаклей в московских театрах. Его не пугают острые художественные высказывания и прочая обнаженка. Он человек деловой, солидный, он так много работает и других заставляет, что не успевает даже объявить предвыборную кампанию. Ему все равно, про что на самом деле балет «Нуреев» или спектакли «Гоголь-центра». Что, у Путина других забот нет?

В общем, Серебренникова не заказали, как нам объяснил министр культуры Мединский. Никто за ним специально с наручниками не бегал, как за Ходорковским в 2003 году. Просто, так получилось. Так сошлись звезды, на которые, в общем то, хватит смотреть. Так получилось само собой — если вы художник, то у вас есть выбор. Вы можете быть как Серебренников — свободным, современным, актуальным и независимым. А можете быть современным, актуальным и иногда помогать стране. Тоже ползти за мечтой — просто другим маршрутом. И можете быть уверены — ваш талант пригодится.

Фото: страница «Гоголь-центра» в фейсбуке

Другие выпуски