Нападающий «Зенита» Александр Кокорин и полузащитник «Краснодара» Павел Мамаев минимум до декабря в СИЗО. После матча «Зенита» и «Краснодара» футболисты поехали на «Сапсане» в Москву отмечать десятилетие дружбы — и об этом юбилее узнала вся страна. Кажется, они уже стали главными антигероями года. Но к их, казалось бы, однозначному делу есть вопросы.
Как потерпевшие опередили футболистов?
Замять историю сразу Мамаев и Кокорин не успели. О драке узнал телеграм-канал Mash, известный своими сливами из МВД. Уже в первом сообщении было написано: «Очень скоро об этом пожалеют», — будто было известно о готовящейся казни футболистов. Заявление Денис Пак, которого Mash назвали «очень неплохим чиновником», подал сразу, а его водитель забрал видео из «Кофемании». Друзья футболистов предлагали за кадры 5 миллионов рублей. И не зря — видео стало вирусным.
А 9 октября стало известно о новом эпизоде с водителем, которого футболисты-юбиляры колотили ногами. В этот же день должен был пройти допрос футболистов. Но из-за чего-то полиция тогда взяла отсрочку.
Почему футболистов не задержали сразу?
От возбуждения уголовного дела до вызова Мамаева и Кокорина в отделение прошло около двух суток. Когда стало понятно, что общественное негодование побеждает административный ресурс, который мог бы прикрыть футболистов, следователи пошли в наступление. И 10 октября в четыре часа дня на камеры громко объявили: Мамаев и Кокорин должны явиться в отделение, иначе им грозит федеральный розыск.
В результате футболисты провели в изоляторе ночь и следующие полдня. МВД опубликовало видео с допроса. Мамаев нервничает, а Кокорин подмигивает. Видимо, тогда нападающий «Зенита» был уверен — с ним ничего не случится. А дальше был суд.
Почему футболистов отправили в СИЗО?
Побои и хулиганство — статьи уголовные, но не тяжелые. Хотя максимальное наказание — 7 лет колонии, такие решения выносятся редко. Но то, как в Тверском суде судьи избирали меру пресечения, обещает нам жесткий процесс.
Мамаев и Кокорин были в соседних залах. Следователи просили 2 месяца ареста, ведь у футболистов есть связи и возможности покинуть страну и давить на свидетелей. К тому же они представляют общественную опасность. «Преступления совершены с особым цинизмом и жестокостью, группой лиц». Мамаеву и Кокорину, как под копирку, вменили обычный штампованный набор, который наши суды вменяет любому простому смертному. Кокорин уже не улыбался и речь свою читал с листка.
То, что футболистов отправили в СИЗО, — очень логично на фоне общественного негодования, но совсем не по закону. Под стражу отправляют только в крайнем случае. Кокорин и Мамаев раньше не привлекались, у них есть жилье и живут они под пристальным наблюдением.
Почему «Зенит» не замял инцидент?
Пара Кокорин и Мамаев наслаждается шампанским в клубе Монте-Карло. Футболисты так отдыхали после вылета с Евро-2016. Вечеринку широко обсуждали, на игроков наложили штрафы, Кокорина отправили в дубль, а Мамаева в молодежный состав. Но все улеглось.
У «Зенита» вообще много историй с футболистами, которые плохо себя вели. Однако удавалось всё замять. Например, Игорь Денисов пьяным предлагал полицейскому подраться, как мужику. А бывший игрок «Зенита» Фернандо Риксен рассказывал, как пьяный Аршавин разбил машину полиции, но те просто уехали на мятом авто.
Фернандо Риксен: «Я рассказал Андрею, что за такое в Шотландии нас бы точно посадили на пару дней, не говоря уже о безумной сумме штрафа. Андрей рассмеялся: „Фернандо, это Россия“»
Самое страшное, что случилось с футболистами после их выходок, — исключение из команды. Но это вместо условного срока, как у Алексея Ионова. Молодого футболиста погнали из «Зенита» в 2011 за вождение в пьяном виде и угрозы полицейскому, что тот будет стирать ему носки.
«Краснодар» Мамаева видеть не хочет. В случае Кокорина «Зенит», кажется, не готов вступаться. Клуб заявил, что будет ждать расследования, и только тогда примет решение о судьбе нападающего. Но в аэропорту «Пулково» баннер с Александром Кокориным заменили на Артема Дзюбу, а из магазинов изъяли всю продукцию с именем арестованного футболиста. В разговоре с Мутко, а на деле с пранкерами Вованом и Лексусом, президент «Зенита» Сергей Фурсенко сокрушался: «Они-то думали, что отмажем. Ну, а как можно отмазывать за такие вещи, Виталий Леонтьевич? Просто уроды».
Почему вокруг дела столько шума?
Даже имена Чепиги и Мишкина померкли перед Мамаевым и Кокориным. Количество упоминаний футболистов в СМИ в 10 раз больше, чем агентов ГРУ. В соцсетях идут голосования за пару месяца с фотографиями старых друзей, а мемы лепятся как пирожки.
После злобного смеха первыми очнулись болельщики. В инстаграме скромный флешмоб с хештегом #свободукокорину.
На футболистов решили спустить всех собак. Им теперь отдуваться за все беды народа. Но футбол в России всегда был больше, чем игра. Если во время чемпионата радость и восторг перекрыл повышение НДС и пенсионного возраста, то теперь злость на чиновников вся вымещается на игроках.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС