Роман, как вам реакция на ваше расследование? Оно везде, на всех первых полосах, в Британии как минимум, на самом деле не только. Вот уже и Кремль реагирует. Как вам реакция?
Ни я, ни мои коллеги из Bellingcat не ожидали, что Кремль начнет отрицать факт того, что Чепиге дали Героя России, потому что, черт возьми, его имя золотыми буквами выбито на памятнике. Есть, ладно, огромное количество публикаций, которые были до этого, но есть огромное количество друзей, знакомых, свидетелей, то есть это отрицать сложнее всего. Мы ожидали того, что они будут говорить все-таки, что нет, Боширов это не Чепига, это было бы более логично, но тут они вроде бы даже не отрицают этого факта, а просто рассказывают, что это, может быть, и Чепига, но Чепига ничего этого не делал. Ну вот это будет очень сложно сделать.
Они не говорят, что Чепига не Герой России, они говорят, мы это проверим. Вот, собственно, мы уже показали эти высказывания Пескова на эту тему. Чепига возможный Герой России, надо проверять эти документы и так далее. А похож он на Боширова или не похож, ну мало ли кто на кого похож. Реакция такая.
Я просто хочу обратить внимание на такую тонкость, что звание Героя России не просто дается указом Путина, но по процедуре вручение медали Героя России происходит лично. И это означает, что Путин просто знал, как выглядит этот человек, встречался с ним, и это означает, что до этого его утверждение, сделанное на весь мир, о том, что он знает, что эти люди не имели никакого отношения к Министерству обороны и так далее, это было сознательное вранье. Это очень важно для Запада, вот к этим вещам очень…
Но это в той логике, если Чепига и Боширов — это один и тот же человек. А у Кремля пока другая…
Это отрицать уже невозможно, потому что помимо «Коммерсанта», уже и The Washington Post съездила в этот поселок, и тоже там им подтвердили свидетели, что это один и тот же человек. Ну и просто, опять же, есть паспортные файлы с фотографией, есть огромное количество сведений. Хорошо, если вы хотите сказать, что это два разных человека, пожалуйста, пригласите их обоих на пресс-конференцию, Чепигу и Боширова, и пусть они скажут, нет мы два разных человека.
Это отличная идея, мы пока хотели хотя бы одного Чепигу увидеть, и этого бы уже хватило на самом деле, тоже было бы хорошо. А пока его нет и не видно, в этом, собственно, и задачка заключается. По поводу того, как вы, это, собственно, целая серия, одна за другой, и это все очень интересно, невероятные совершенно новости, все-таки как вы нашли, дошли до Чепиги? Ну, вот вы объясняете на сайте, что просматривали фотографии одну за другой, потом смотрели, совпадает или нет, примерно прикидывали, и таким образом дошли. Но все-таки судя по всему с источниками какими-то вы имели дело.
Да нет, там все гораздо проще, в фотографиях мы как раз практически ничего и не нашли, кроме одной не очень понятной чеченской фотографии, где мы сами до сих пор не знаем, он это или нет. Но она тоже была из ДВОКУ, а ДВОКУ нам подсказали эксперты посмотреть, потому что это то самое училище, которое выпускает именно ГРУшников для спецопераций за рубежом. То есть, естественно, не только они там учатся, там разные люди учатся, но там хорошо дают язык, то есть эти люди потом, опять же, через Академию Генштаба, со временем могут быть готовы для такой зарубежной работы. А потом уже, когда мы стали смотреть фотографии ДВОКУ, там большими крупными буквами золотыми выбито несколько фамилий. И вот самая последняя фамилия человека, мы там просто погуглили, некоторые из них вообще уже умерли, и там только один человек, вот этот самый последний, подходит по возрасту, и это единственный, по сути, у кого нет никакой публичной биографии. То есть просто они нам сунули под нос эту фамилию, было бы глупо ее не проверить. Мы ее проверили, и сразу увидели фотографию, все очень просто.
Вот Bellingcat на своем сайте, это же у вас совместная работа, я так понимаю, там сообщается, что после этой предварительной работы какие-то подтверждения от источников были получены, это просто я цитирую прямо то, что писал Bellingcat. Это видимо так, да?
Да, было подтверждение. Но опять же, что значит подтверждение? Для нас важно, что мы сами это доказали, потому что мы же не можем доверять на 100% источникам. Да, были от источников тоже потом подтверждения.
А примерно понятно, о каких… Просто очень трудно представить себе, что здесь, в России, кто-то по этому поводу будет с вами сотрудничать, это представить нелегко.
Да нет, слушайте, я просто к тому, что если вы внимательно следили за новостями, то сразу после того, как англичане опубликовали фотографию, они сказали, что по поводу настоящих фамилий этих людей они сказали, что у нас есть intelligences, но нам не хватает evidences. То есть на самом деле имена всем, ну не всем, британским спецслужбам, известны. Другое дело, что мы не уверены были в том, что они, во-первых, знают правильные имена, а во-вторых, понятное дело, что они бы нам не сказали эти имена, потому что так спецслужбы не делают. Но они нуждались в нас, потому что им тоже, я так понимаю, нужны были evidences. Поэтому получается, что мы подошли просто с другой стороны к тому, что было уже у них, и мы пришли к одной и той же точке в итоге.
Понятно. А вы можете примерно как-то описать, каким образом вы работаете вместе с Bellingcat, и какую функцию играет Bellingcat, какую функцию играет Insider.
Мы работаем как одна команда, просто понятно, что Insider проще работать с русскоязычными источниками, Insider проще дозваниваться, разговаривать с живыми людьми, хотя мы по открытым источникам, конечно, тоже работаем, смотрим соцсети. У Bellingcat есть потрясающий опыт, знания, есть свои источники, которых у нас нет. Опять же, самое главное у них было, у них был доступ к этой паспортной базе, благодаря которой, собственно, нашлось.
У них был доступ, да?
Да. В этом расследовании они сыграли, конечно, в этом смысле, главную роль, потому что без их доступа к паспортной базе это все было бы бессмысленно.
То есть они сыграли ключевую роль именно оттуда, с той стороны границы, так получается?
Все верно, да.
Я так понимаю, что третья серия не последняя?
Да, будет четвертая серия, которая будет посвящена тому, вот этому удивительному факту, каким образом они получили деловые визы в Великобританию, потому что это же надо подтверждать документально, ваши какие-то деловые связи, либо ваш бизнес здесь, в России, либо вас должен кто-то из Британии пригласить и так далее. Этого всего у них быть не могло, потому что никакого реального бизнеса в этой фитнес-индустрии у них не было. То есть это либо было какое-то совсем «левое» приглашение, либо вообще ничего не было, в общем, так или иначе любая бы проверка выявила бы, что это сомнительные личности. Но их не просто пустили в Великобританию, они там были несколько раз оба. И вот мы, проведя расследование, поняли, что нашим спецслужбам действительно удалось получить доступ, определенный доступ к визовому центру, и манипулировать им для того, чтобы своих агентов отправить в Великобританию. Об этом будет следующая часть.
Очень интересно, ждем, как говорится. А Петрова вы нам не расскажете, не покажете?
Мы стараемся, но там есть ряд проблем, связанный с тем, что Чепига выдающаяся личность, Герой России, и он был больше на виду, а Петрова можно вытянуть попробовать через связь с Чепигой, поскольку, судя по всему, они работали вместе. И вот за эту ниточку мы попробуем потянуть, у нас есть идеи, мы их будем сейчас проверять в ближайшие дни. Но, конечно, гарантировать, что мы его найдем, я не могу.
Ну, и последний вопрос. Это все достаточно чувствительная сфера, прямо очень, и получается, что из того, что публикуете вы, получается что в версии Кремля все больше и больше несостыковок. Насколько вы себя чувствуете, не знаю, спокойно в этой связи? Понятно, что вряд ли это понравится. Может быть, уже вообще с вами кто-то хоть в какой-то контакт вступал? Кто-то, кто каким-то образом связан с властью?
Я думаю, что если бы, если власть захочет как-то воздействовать, она это сделает сразу и без предупреждений, как это обычно бывает. Но я думаю, что здесь самая главная защита для нас — это другие журналисты, которые продолжают наше расследование, проверяют его независимо, делают свою работу.
Вот как газета «Коммерсант», например.
Газета «Коммерсант» приятно всех поразила своей и оперативностью, и смелостью, они действительно показали…
Да, это прямо большое дело.
The Washington Post теперь тоже, они американская газета, это как бы ожидаемо было, что они не побоятся. Но что интересно, многие российские издания тоже участвуют, «Фонтанка», например, которая еще по прошлой части проверила нашу идею о том, что заменяя номера загранпаспортов, можно находить ГРУшников других, и они нашли других ГРУшников. Так что, да, много журналистов сейчас подключается, поэтому надеюсь, что основной удар, он уйдет от Insider и Bellingcat, и придется уже бороться Кремлю со всеми журналистами. Это делает нашу работу более безопасной.
На данный момент никаких контактов ни с какой стороны в этом смысле не было?
Нет. Я сегодня возвращался из Лондона в Москву, я был там в короткой поездке, и нормально пересек границу, никаких проблем не было.
Замечательно. Ждем следующих серий.