И снова 3 сентября. Что означает перенос парада Победы для Путина и отменят ли выборы губернаторов
Парад Победы все-таки переносится из-за коронавируса и опасности проведения массовых мероприятий. Михаил Фишман — о том, что это значит для Путина лично и его внешнеполитических планов, а также как кризис может привести к отмене губернаторских выборов.
Владимир Путин окончательно признал, что эпидемия — это всерьез и надолго, и официально отменил парад Победы 9 мая, перенес на более дальний срок. При темпе одно обращение к народу в неделю это означает, что нас ждет еще как минимум семь появлений Путина на телеэкране, потому что режим выходного дня, уже очевидно, в апреле не кончится и будут продлен на весь май включительно как минимум.
Владимир Путин: Для проведения парада 9 мая его подготовка должна быть начата уже сейчас, прямо сейчас. Но риски, связанные с эпидемией, пик которой не пройден, еще чрезвычайно высоки. И это не дает мне права начинать сейчас подготовку к параду и другим массовым мероприятиям.
Но для Владимира Путина может быть даже важнее, что это уже третий очень мощный удар по его политике и по его планам, третий за последний месяц. Сначала пришлось отменять голосование по поправкам к Конституции. Потом — нефтяной шок и обязательства по неслыханному сокращению добычи нефти. А теперь — парад Победы, 75-летие, которое должно было стать кульминацией могущества даже не самого Путина, а построенного им режима.
Помните, как перед Новым годом Путин читал лекцию президентам стран СНГ о роли Мюнхенского сговора, о Версальском мире и так далее? Помните, Путин еще собирался писать статью, в том числе про роль поляков, и много чего еще?
Это была артподготовка: 9 мая должно было стать таким уроком для всего мира — уроком, который зафиксирует новый порядок.
Так поясняет эксперт по международным делам Владимир Фролов: Еще в начале года внешнеполитическая повестка России виделась в подготовке к празднованию 75-летия Великой Победы в Москве 9 мая с приглашением лидеров ведущих мировых держав (Си Цзиньпин и Эммануэль Макрон приняли приглашение, а Дональд Трамп его серьезно рассматривал, как и Синдзо Абэ). Это должно было стать главным мероприятием года, закрепляющим восстановление Россией статуса великой мировой державы, которая участвует в определении «правил игры». Встречи в Москве должны были наметить контуры договоренностей запланированного на сентябрь в Нью-Йорке «саммита большой пятерки» постоянных членов Совбеза ООН. Это главная внешнеполитическая инициатива Владимира Путина. На саммите предполагалось поговорить не меньше как о судьбах мира, поскольку «речь идет о выживании человечества».
А теперь всего этого не будет, а если будет, то непонятно, когда и в каком виде. Новая дата, конечно, найдется: пока Кремль строит планы на 24 июня, когда в 1945 году был проведен первый парад Победы, но в резерве на всякий случай уже стоит 3 сентября, и именно поэтому депутаты поменяли закон и перенесли так называемый День воинской славы в связи с окончанием Второй мировой войны со 2 на 3 сентября.
3 сентября — день памяти жертв Беслана, но иметь даже не основной, а запасной вариант для парада Победы на этот день важнее, чем эта память. Понятно, что мир отмечает окончание Второй мировой войны 2 сентября — в этот день японцы на борту американского линкора «Миссури» подписали акт о капитуляции, а 3 сентября у обывателя ассоциируется разве что с Шуфутинским.
В 2011 году, когда депутаты-коммунисты уже хотели однажды перенести 2 сентября на 3-е, чтобы социально дистанцироваться от отмечающих этот день империалистов, будущий министр культуры и председатель Военно-исторического общества Владимир Мединский выступал против.
Владимир Мединский, 11 марта 2011 года, выступление в Государственной думе: Сейчас у нас есть официальная памятная дата — 2 сентября. Наша подпись есть под Актом о капитуляции Японии, что, кстати, полностью исчерпывает всю проблему Курильских островов, но это уже другая тема. Давайте мы сейчас, помимо 2 сентября, придумаем 3 сентября. Чего мы добьемся? Какой будет результат? Что будут знать наши школьники, что будут учить? У них окончательно в голове все смешается.
Но тогда было другое время — медведевская оттепель и перезагрузка. А теперь мы все коммунисты перед лицом мирового империализма, и Военно-историческое общество считает, что это абсолютно правильное решение. К тому же 3 сентября — в теории — еще дает шанс, что в Москву приедет, например, Синдзо Абэ, а 2-го, наверно, все-таки вряд ли.
Историк Иван Курилла: «Это непонятно с точки зрения исторической. Есть одно объяснение, что в указе Сталина объявлено было 3 сентября. Знаете, говорят, что просто 2 сентября пришла новость о подписании капитуляции Японией. Салют, фейерверк не успевали сделать в тот же день, сделали на следующий. Я не уверен, что решение было именно такое, но никакого исторического значения 3 сентября не имело, поэтому явно, что это какая-то сегодняшняя игра.
Говорят о возможности провести два празднования, где-то на востоке 2 сентября и потом успеть в Москве. Опять же я не знаю, так ли это, но соревноваться в пышности торжеств мне представляется неуместным. Есть страны, которые 15 августа празднуют, потому что 15 августа уже правительство Японии объявило о готовности капитулировать, дальше оставшиеся две недели были подготовкой к подписанию акта.
Отношения с Соединенными Штатами ― мне сложно представить, что в этом есть какой-то смысл, отличаться от Соединенных Штатов в этом смысле. Знаете, есть, правда, одно наблюдение. Мы последние лет уже пять-шесть, точно после Крыма, да, видим, как в речах, официальных речах победа все более национализируется. Если еще в начале прошлого десятилетия, десятых годов наши руководители на параде Победы отдавали должное союзникам, говорили о том, что это общая победа антигитлеровской коалиции, это было обязательной частью каких-то торжественных речей, то мы видим, что это все реже упоминается в последние пять или шесть лет, все больше говорится о том, что это победа советского народа, где самую большую тяжесть войны вынес русский народ, предки нынешних жителей России. Вот эта национализация победы, конечно, вызывает недоумение. Может быть, можно встроить перенос праздничной даты в эту логику национализации победы».
Но проблема даже не в новой дате, а в том, с чем к этой новой дате теперь подойдет Путин. Это полтора месяца назад он был триумфатор нового мирового порядка, а теперь новый порядок строит коронавирус. И эта проблема лежит не только в области внешней политики, хотя она Путина, конечно, волнует гораздо больше.
Три мощных удара — вирус, нефть, Конституция — бьют по престижу Путина и внутри страны. Голосование по Конституции пока, очевидно, переносится на сентябрь, и тогда тем более важно провести парад Победы летом, пусть даже без высоких гостей, но показать несгибаемость власти и хоть как-то отыграть потерянные позиции. Но это значит, что в сентябре нельзя будет проводить выборы губернаторов. Да и как их проводить на таком фоне?
Выход есть: в Кремле всерьез обсуждают вариант с отменой выборов губернаторов и возвращением к их назначениям законодательными собраниями по представлению президента. То есть речь идет о возвращении к постбесланской схеме назначений губернаторов, хотя она может быть несколько модифицирована — прикрутят к ней, например, общественные палаты или муниципальный уровень, что-нибудь в этом роде. Но это уже детали. Главное: парад будет точно, а вот выборы губернаторов — совсем не факт.
Политтехнолог Аббас Галлямов считает, что отменить выборы губернаторов можно, но все равно это выйдет боком: «Кремль сейчас в принципе может выиграть в результате появления ощущения, что по сравнению с остальным миром, с Европой, с США, с Италией мы справились с коронавирусом не так плохо. Если будет сочтено обществом, что российская власть действовала эффективно по сравнению с остальными, то, конечно, у Путина возникнет некий запас прочности на какое-то время, который позволит ему делать многие вещи, которые в другой ситуации его бы подкосили, в том числе отменить выборы губернаторские.
Понятно, что Кремль попытается как-то тактически все это обыграть, знаете, например, сейчас губернаторам же дали большое количество властных полномочий, да. По итогам Путин отрубит головы десятку из них. Людей уличат в манипулировании с цифрами, например, какие-то губернаторы занижали число заболевших. Кто-то запустил руку и попытался что-то украсть из тех денег, которые выделяются сейчас федеральным центром на борьбу с коронавирусом, на спасение экономики.
То есть Путин сперва подготовит, так сказать, общественное мнение и отрубит десяток губернаторских голов, кого-то отправит в отставку, кого-то прямо посадит. Скорее всего, что-то такое будет, да. Ему же надо будет, так сказать, возвращать власть, которую он губернаторам сейчас отдал. После этого отмена выборов будет выглядеть как-то более-менее естественно.
Теоретически, если в этот момент рейтинг у него будет находиться на высоте, если люди все-таки сочтут, что он справился с проблемой, да, у него будет карт-бланш, и люди протестовать не будут. Но в долгосрочной перспективе это в любом случае приведет к росту протестных настроений, потому что это ощущение „нас лишили выбора“ у людей все равно будет, это все равно приведет к протестному голосованию либо на думских выборах, либо на следующих президентских, 2024 года, потому что сам факт того, что у нас больше нет выбора и мы не выбираем региональных начальников, людям, очевидно, не понравится».
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.