Олигархи, джеты, яхты и просто бизнес: почему Кремль игнорирует утечку «архива Пандоры»

08/10/2021 - 22:35 (по МСК) Михаил Фишман

«Архив Пандоры» — такое название получила самая массивная утечка офшорных документов в истории — 12 миллионов файлов из полутора десятка офшорных фирм, сотни политиков и чиновников со всего мира, одних только мировых лидеров десятки, действующих и бывших, и весь мир, от Индонезии и Таиланда до России и Казахстана, от Чехии и Украины до Нигерии и Мексики, от Британии и Индии до Бразилии и Израиля. «Сказки 1000 и 1 ночи» на новый лад, новый остров сокровищ — бесконечный список капиталов, активов, яхт, самолетов, особняков, тросов и договоров, спрятанных под пальмами Сейшел и Виргинских остров.

Сначала этот архив некий источник — очень, конечно, интересно, какой, — передал Международному консорциуму независимых журналистов-расследователей, а потом год над ним работали несколько сотен журналистов из более чем ста стран, и только малая его часть проанализирована на прошедшей неделе в ведущих мировых газетах, от американской Washington Post до британской Guardian и французской Le Monde, в России с архивом работало издание «Важные истории»*, признанное, ну вы в этом конечно не сомневались, иностранным агентом. Что важно понимать про этот бесконечный архив? Что это, конечно, не список коррупционеров со всего мира — владелец офшора не значит вор и преступник. В первую очередь это, наверное, список сценариев для десятков великолепных триллеров. Вот история про сокровища древней Камбоджи, похищенные уже десятки лет тому назад британским исследователем-авантюристом. Индиана Джонс отдыхает. Вот католические монахи в Мексике занимаются бизнесом и вкладывают миллионы долларов в разработку нефтяных скважин и даже продюсирование кино. Вот иорданский король оказывается владельцем особняков в Британии и Америке. И так далее — это бездонная кладезь самых захватывающих сюжетов. Без России, российских олигархов, депутатов, чиновников, конечно, тоже не обошлось, но, поскольку офшор есть у каждого уважающего себя российского миллионера, то получается, что в этом кино мы и так живем, а это вроде как и неинтересно. То ли дело 6 лет назад, когда после публикации «Панамского досье» владельцами активов на сотни миллионов долларов оказался скромный музыкант, все свои заработки, как рассказал потом Владимир Путин, потративший на то, чтоб привезти в Россию Гварнери и Страдивари. В конце концов, благодаря Панаме мы теперь знаем, что Путин еще и выдающийся музыкант. 

Это действительно меня поражает! Я не знаю ни одного политика, который мог бы сыграть наизусть Первую прелюдию Баха из «Хорошо темперированного клавира». Он играет! Это можно проверить, можно даже попросить его, если кто не верит, вот он сядет и сыграет!

О, лично я верю Ролдугину на слово. И жалею только о том, что в «Панамских архивах» не упоминались его друзья среди художников, литераторов и артистов — о скольких еще талантах Путина мы бы с вами могли узнать. В «архиве Пандоры» художников и артистов нет — есть, правда, Константин Эрнст с офшором на Виргинских островах и участием в бизнесе по приватизации старых, еще советских московских кинотеатров, при чем сам Эрнст уже это подтвердил, добавив, что ничего противоправного не совершал. Есть сообщения о купленных еще в 2003 году другой предполагаемой знакомой Путина апартаментах в Монако, но кого в 2021 году можно удивить такой новостью? В общем это не футляр от виолончели, в котором лежат миллионы или Венера Милосская. Так что интересны не столько даже сами эти конкретные находки, — а их, конечно, очень много и разных, — сколько общая картина, которая встает перед глазами по мере знакомства с «архивом Пандоры»: офшорная Россия на фоне других офшоров. 

Итак, мировые офшоры — грубо говоря, такие юридические тайники для капиталов и собственности — легальным образом используются для разных целей. Среди самых очевидных — минимизация налоговых трат. 

Одна из основных причин, по которой офшоры так популярны у бизнесменов, — благоприятный налоговый режим. Компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, либо освобождены от уплаты налогов, либо платят их по очень низким ставкам. 

Допустим, по всему миру миллиардеры — самые что ни на есть легальные, — очень часть записывают на офшоры свои джеты и яхты — просто потому, что, во-первых, иначе в их домашних юрисдикциях на эту роскошь приходится платить большой налог, а, во-вторых, если что не так, до них не труднее добраться кредиторам и приставам. Впрочем, в «файлах Пандоры» есть и американцы, которых за то, что они прятали в офшорах свою прибыль, преследуют и в уголовном порядке. Очевидно, что в целом ряде стран местные фигуранты списка Forbes таким образом просто уклоняются от налогов. Но есть и гораздо более интересные варианты. Поскольку разоблачения Пандоры очень часто как влитые ложатся в расследования, которые и без давно ведут прокуроры и регуляторы, интересных вариантов много. Вот, например, нефтяная страна Нигерия. Про задержание в 15-м году в Лондоне бывшей главы тамошнего министерства нефти и, между прочим, главы ОПЕК Диезани Алисон Мадуэке рассказывали даже по центральному телевидению. Потом ее обвинили в коррупции у себя дома — просто в Нигерии поменялась власть, и теперь она ищет, куда пропали 20 млрд долларов нефтяных доходов, — а американцы нашли у бывшего министра собственность на сто с лишним миллионов долларов. И вот теперь документы из Пандоры подтверждают происхождение по крайней мере их части: три африканских олигарха через офшоры переводили на нее — в ее интересах — поместья в Лондоне, а сами в ее бытность министром получили очень выгодные контракты:

Через год после назначения Алисон Мадуэке министром по делам нефти в 2010 году, каждый из нефтяных олигархов купил через офшорные компании роскошный лондонский особняк, как следует из судебных материалов в Нигерии и Штатах, а также документах Пандоры. Эти офшоры и записанная на них собственности предназначались именно министру, утверждают прокуроры в Нигерии и США.

Почему мы разговариваем про Нигерию? Потому что не зря уже 20 лет тому назад основатель Google Сергей Брин провидчески сказал, что Россия — это Нигерия в снегу. Нигерийцы по-прежнему живут в тяжелейшей бедности, не получая своей доли от нефтяных доходов, и находятся на 149 месте в рейтинге восприятия коррупции Transparency International*. Да, это ниже России на 20 пунктов — Россия делит 129-е место с такими африканскими странами как Габон, Малави и Мали.  В России борьба с коррупцией, как отмечает Transparency International, подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве — в Нигерии тоже примерно так: за коррупцию иногда сажают бывших губернаторов, приближенных к действующей власти не трогают. А западная пресса пишет, как финансовая система Запада позволяет нигерийским коррупционерам прекрасно жить и воровать и дальше. Специалисты оценивают коррупционные потери нефтяных доходов в Нигерии в сотни млрд долларов. По состоянию на 2008 год, но это наверняка верно и потом, Нигерия — чемпион по офшоризации экономики в Африке, из национальной юрисдикции в офшоры ушли сравнимые с потерями нефтяной прибыли 200 с лишним миллиардов долларов. А политолог Кирилл Рогов три года назад оценивал потенциальный размер нефтяного пенсионного фонда, если бы он был создан в России по примеру демократической страны Норвегии, в 1 трлн 200 млрд долларов. Куда эти деньги делись?

Нефтегазовый экспорт России в 2005–2017 гг. составил 3,25 триллиона долларов, из них удалось сохранить чуть больше 2%. Где же остальные деньги? Где заветный триллион для будущих пенсионеров? Мы более-менее знаем где. Он в мегапроектах, панамских офшорах, дубайской, испанской, французской и лондонской недвижимости.

Норвежцев, кстати, в «файлах Пандоры» почему-то пока что не засекли. Одно из двух: или другая финансовая культура, или просто никак не могут сообразить, где прикуп. Зато российских граждан десятки, включая известных. Вот глава Сбербанка Герман Греф с трастом в Сингапуре на 50 с лишним млн долларов. Вот суперяхта падчерицы главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Вот Олег Дерипаска со странной долговой бумагой на 200 млн долларов, и его представители отрицают какие-либо нарушения закона в этой связи. Вот еще один близкий знакомый Путина Геннадий Тимченко — обычный кооператор, как охарактеризовал его в недавнем интервью Дмитрию Гордону другой знакомый Путина Сергей Пугачев. Вот его партнер и акционер нефтетрейдера Гунвор, но при этом даже не кооператор, а просто знакомый с Путиным едва ли не с младенчества Петр Колбин. Как пишет, проанализировав «файлы Пандоры», газета Washington Post, Колбин и Тимченко, после того как попали под американские санкции, поменяли структуру своих офшоров. Там же приведен стандартный ответ юристов Тимченко: всегда действовал в соответствии с законом. Пишет Washington Post и про Аркадия Ротенберга, который недавно оказался владельцем дворца в Геленджике из расследования Навального и делает там апарт-отель. Пугачев, кстати, очень трогательно вспоминает, как Путин привел к нему Ротенберга и говорит: вот Аркаша, мы с ним с трех лет в одной секции, купи ему татами, пожалуйста. Когда в 14-м году Аркадий Ротенберг попал под санкции, он передал активы своему сыну Игорю, против него тоже ввели санкции, и Washington Post пишет, что у него тоже сложности: 

Документы итальянского суда, переданные консорциуму журналистов в рамках проекта «Пандора», показывают, что у компаний сына внезапно возникли проблемы с оплатой по счетам. Подчиненные Ротенберга в Москве и Испании в 2018 году вели переписку, обсуждая вопрос о пересмотре контрактов, чтобы убрать из них названия подвергшихся санкциям компаний и регулировать счета новой компании, которая пока еще в состоянии отправлять деньги. Один из сотрудников в шутку спросил коллег, что им делать, если их поймают. «Запомните, парни, если меня арестуют, не приносите мне апельсины, — написал он, о чем свидетельствуют документы из досье. — Приносите шоколадные торты».

Ну, тут уж, как говорится, кому что нравится. Торты так торты. Всеми этими историями пресса иллюстрирует, как окологосударственный российский бизнес подстраивается под санкции — и в целом выходит, что довольно успешно. Но офшоры есть не только у большого бизнеса и близких знакомых Путина. В рейтинге восприятия коррупции Россия от Нигерии пока чуть-чуть отстает, зато обгоняет по присутствию в «файлах Пандоры» — тут Россия признанный лидер на первом месте с большим отрывом:

Анализ консорциума показал, что россияне стоят примерно за 14% из более чем 27 тысяч компаний, данные о владельцах которых вскрыла утечка. Среди них как минимум 46 российских олигархов, которые, как показало исследование, использовали офшорные компании.

Другие эксперты насчитали уже 52 фигуранта. Но разве нас это удивляет? Товарищи, прежде, чем приступить к давно назревшей перезревшей деофшоризации, досрочно выполним план по офшоризации экономики все страны. Чем больше накоплений в офшорных юрисдикциях — тем сильнее и богаче лучшие представители нашей родины, тем крепче рука, наотмашь бьющая врагов России. Ура товарищи! Если верить Пандоре, офшорами владеют десятки депутатов, которые сами голосовали за деофшоризацию и запреты для госслужащих на владение иностранными финансовыми инструментами. Потому что врага надо знать в лицо. Если ты хочешь победить офшоры, ты должен думать как офшор и стать владельцем офшора. Товарищи депутаты! Не время расслабляться, когда враг не спит. Берите пример с товарища заместителя министра юстиции Олега Свириденко, который курирует в Минюсте правозащитников и НКО и вышел на рекордные темпы по изобличению иностранных агентов в отечественной прессе и правозащитных организациях. Смог бы товарищ Свириденко так эффективно выкорчевывать иноагентскую заразу с российской земли — как мы говорим, чистить родину, — если бы его бывшая жена не владела бы апартаментами на Антибе, как об этом рассказало новое издание «Агентство», а сам он не познал бы сполна ту жизнь, которую коварный Запад хочет навязать вставшей с колен России? Нет, нет и еще раз нет, уважаемые товарищи. Не будем вводить вас в заблуждение, про Свириденко во вскрытом архиве ничего не было, просто он очень к месту. Почему Россия обгоняет всех по объему офшорного капитала на душу населения и к национальному ВВП? На самом деле не обязательно потому, что все эти владельцы офшоров сами все как один коррумпированные чиновники, это не так, а потому что коррумпирована система, в которой живет и функционирует российский бизнес и российский капитал. Вот что говорит один из авторов расследования по «Пандоре» Роман Шлейнов*:

Роман Шлейнов*: Российский бизнес уходит в офшоры и давно там находится по одной простой причине — это всегда опасение за свои активы, опасение за свои средства на родине, опасение за то, что невозможно будет на родине получить справедливый суд, если вдруг случится проблема и у бизнесмена возникнет тяжба, какие-то противоречия либо с властью, либо с каким-либо статусным и провластным партнером. Или кому-то просто из людей более властных понравится его актив. Именно поэтому наши бизнесмены стремятся туда, это гарантирует им анонимность, во-первых, а во-вторых, гарантирует то, что, если случится что-то, то разбирательства в судах будут по английскому праву. Наиболее популярные офшоры находятся в зонах, на которые распространяется английское право. 

И тем интереснее и показательнее реакция на бесконечный каскад разоблачений Пандоры. Байден говорит, надо что-то делать с офшорами в американских штатах. Чешский премьер Бабиш оказался владельцем замка во Франции и у него теперь большие проблемы — Чешская полиция заявляет, по крайней мере, что будет разбираться. Неудивительно, там как раз выборы. Ну ладно, Чехия это Европа. Но вот скандал в Чили: оппозиция требует отставки президента после того, как выяснилось, что его семья продала через офшор свою долю в чилийской угольной компании за 130 млн долларов — и там тоже выборы. Премьер-министр Пакистана заявляет, что будет разбираться, как так вышло, что среди его чиновников оказались владельцы офшоров. Президент Кении выпускает заявление: даешь финансовую прозрачность, снимем завесу тайны. Еще бы: его семья, как выясняется, вывела в офшоры активы на десятки миллионов долларов. Кремль заявляет: идите к черту. 

Дмитрий Песков: Здесь просто идет набор голословных утверждений. Их очень много, часто этим злоупотребляют, идет подмена одной информации на другую, передёргивание информации. Это не может и не должно быть основанием для проверок.

Путин в «файлах Пандоры» не фигурирует — давай до свидания. Проходите мимо, граждане, не задерживайтесь, обратите внимание на президента Украины Владимира Зеленского — Зеленский действительно тоже оказался владельцем офшорного бизнеса, и теперь у него тоже проблемы и ему придется убеждать своих сограждан, что делал это только из опасений перед своим предшественником Януковичем. Но и это лишь подчеркивает очевидное: не только Россия рекордсмен по офшорам — российскую власть единственную это обстоятельство не волнует вообще никак. Всякое разоблачение извне — будь то коррупции, будь то насилия, будь то даже самого по себе легального присутствия в офшорных схемах — заранее и заведомо трактуется как покушение на Россию и в конечном счете на Владимира Путина. Разумеется, это порочный круг: чем меньше государство заинтересовано в прозрачности ведения бизнеса внутри страны, чем охотнее оно закрывает глаза на теневые схемы — тем быстрее будет уходить бизнес. Двукратный отток капитала по итогам прошлого года — и этот темп уже побит по итогам 8 месяцев года нынешнего. Алармистский июльский прогноз ЦБ сбылся уже досрочно, в августе. А это и есть портрет кастового государства и его загнивающей экономики, где одному маленькому сословию можно все, а все остальные делятся на челядь и врагов народа, и чем больше можно будет одним, тем хуже будут жить другие, и тем больше будет иностранных агентов — ура товарищи, не расслабляемся, не сбавляем темп, Россия в опасности. 

*По решению Минюста России «Трансперенси Интернешнл-Р» включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

*По решению Минюста России «Важные истории» и Роман Шлейнов включены в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Фото: @wesleyphotography / Unsplash

Другие выпуски