«Они боятся только нас»: Борис Вишневский о том, почему так жестко фильтруют конкурентов Беглова

07/06/2019 - 23:00 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

Кроме грядущих выборов в Мосгордуму, громкой точкой сентября являются выборы губернатора Санкт-Петербурга. На сцене появился новый участник и первый потенциальный кандидат с либерального фланга. Документы в Избирком подал депутат Заксобрания Борис Вишневский, его выдвинуло на конференции городское отделение «Яблока». Он поговорил с Михаилом Фишманом.

Борис, здравствуйте. Очень приятно, что вы оказались в Москве и лично дошли до меня и до нашей студии на Дожде.

Мне тоже очень приятно, хотя это тот редкий случай, когда я чуть жалею, потому что я сейчас должен был бы быть в Петербурге у Гостиного двора, мои друзья, питерские журналисты, сейчас там стоят в пикетах в защиту корреспондента «Медузы» Ивана Голунова. Совершенно дикая возмутительная история. Мне звонили сегодня ребята и спрашивали, буду ли я, они не сомневались, что я буду. К сожалению, я не могу быть одновременно в двух местах. Мне не раз приходилось участвовать в акциях в защиту журналистов, конечно, был бы и сегодня, если бы был в двух экземплярах.

И много журналистов в Петербурге сегодня вышли? В Москве вот очередь к концу дня образовалась, надо было стоять. Люди без очереди хотели проходить, обычная история. То есть пикет, чтобы выступить в поддержку и в защиту в этой ужасной истории нашего товарища Ивана Голунова, и стоит очередь.

Это очень здорово. В Питере тоже много людей, насколько я вижу по фотографиям. У нас при правлении нашего временного губернатора Беглова в последние месяцы стали задерживать людей даже за одиночные пикеты.

Так это и сегодня произошло.

Увозят в полицию по ложным сообщениям о преступлении, держат три часа, отбирают плакаты, потом отпускают, но акция уже сорвана. У меня было очень смешно во время одного такого одиночного пикета. Подходит полиция, здравствуйте, Борис Лазаревич, можно ваши документы. Я говорю: «Одно из двух, или здравствуйте, Борис Лазаревич, или ваши документы. Вы что, меня не знаете?». Они говорят, знаем, но порядок такой. И переписывают паспортные данные.

Еще раз скажем, что ключевая точка — это завтрашнее заседание суда по мере пресечения для Ивана Голунова. Мы все рассчитываем на то, что завтра он выйдет на свободу. Если он не выйдет, то я надеюсь, что и в Петербурге, и в Москве реакция будет на это очень большая.

Если не выйдет, я завтра сам приду к Гостиному двору и думаю, что не только я.

И не только Борис Вишневский. Но вернемся все-таки к выборам губернатора. Вы собираетесь идти на выборы?

Собираюсь.

Вот я уже разговаривал некоторое время назад с одним из постоянных кандидатов в губернаторы Петербурга Оксаной Дмитриевой, тоже мы с ней это обсуждали. Всегда этот разговор упирается в одну простую вещь, а именно в муниципальный фильтр, который никому нельзя преодолеть, на кого не покажут пальцем.

Знаете, у меня есть фраза, которую я когда-то придумал сам в качестве лозунга своей деятельности, написал ее на календарике, который даю избирателю. «Тот, кто борется, может не победить, тот кто не борется, не победит никогда». Очень жаль, что Оксана Генриховна просто отказалась участвовать в этих выборах, заранее убедила себя в том, что дело безнадежно. Я действую не так. Меня выдвинула единогласно питерская конференция «Яблока», со вчерашнего дня мы начали собирать подписи муниципальных депутатов. Надо сказать, что три уже собрали.

Три подписи? А сколько вам надо?

152 еще.

Ну, это ерунда.

Еще десять тысяч ведер, и золотой ключик у нас в кармане. На самом деле мы стараемся обзвонить почти всех муниципальных депутатов, прекрасно понимая, сколь сложна ситуация. Я очень хорошо знаю, что в минувшее воскресенье, через два дня после объявления выборов, которое назначило наше Законодательное собрание, уже строем погнали муниципальных депутатов подписываться за нужных кандидатов. Меня, естественно, в списке нужных нет, поскольку я единственный, кто собирается всерьез бороться с господином Бегловым.  Остальные бороться всерьез, как мне кажется, не собираются, судя по тому, что одни прямо его поддерживают, а другие говорят, что не будут его критиковать. Тем не менее, я сделаю все, чтобы прорваться через этот барьер. Все силы мои, моих коллег из «Яблока» будут на это положены.

Я безусловно желаю вам успеха.

Спасибо.

Потому что это даже не вопрос моих политических пристрастий, это принципиальный вопрос, нам нужны выборы или нам не нужны выборы. Потому что муниципальный фильтр фактически отменяет выборы в России, в том виде, в котором они были возвращены Дмитрием Медведевым в конце 2011 года.

Это вопрос защиты прав избирателей. Смотрите, помните, что было, когда вводили муниципальный фильтр, что нам говорили, пусть кандидаты покажут, что их поддерживают граждане. Партия «Яблоко» получила, даже с учетом того, что у нас украли 10% голосов, два года назад на выборах в Законодательное собрание. Кому мы что еще должны доказывать, что у нас есть поддержка? Это значит, что те сотни тысяч людей, которые за нас голосовали, хотят лишить права увидеть своего кандидата в губернаторы в избирательном бюллетене. Это лишение их прав, а не просто моих.

Прошлые недавние выборы мэра Москвы прошли по очень жесткому сценарию, никого, никакого, ни одного реального оппозиционера не допустили, просто не допустили до этих выборов. Примерно такая же ситуация пока вырисовывается на выборах в Мосгордуму. Очень похоже, что такой же примерно подход будет и в Петербурге. Что предпринимать в этой связи, как вы соберете эти подписи?

Смотрите, во-первых, о Мосгодуме. Сегодня как раз Федеральный политический комитет «Яблока»…

В котором вы участвовали?

Я член Политкомитета. Предварительно согласовывал кандидатов в Мосгордуму. Чем проще им, чем кандидатам в губернаторы? У них нет муниципального фильтра.

У них другой есть фильтр, мы только что об этом говорили.

Надо собрать подписи граждан. Подписи граждан, как показывает практика, собрать все-таки можно. 

Только в теории.

Нет, не в теории, в практике. Партия «Яблоко» в 2011 году собрала почти 40 тысяч подписей, и наш список был зарегистрирован на выборах в Законодательное собрание. Я после этого стал первый раз депутатом ЗАКСа. Мы прошли тогда вот этот барьер. Можно сейчас собрать эти подписи, это сложно, это тяжело, это допускает возможность административного давления и применения административного ресурса, придирок к подписям, но тем не менее это проще в некоторой степени, чем сбор подписей у муниципальных депутатов, которые почти все члены «Единой России», и понятно, за кого они подписываются, за кого прикажут. Тем не менее, я считаю, что есть большие шансы у многих демократических кандидатов прорваться через этот барьер регистрации на выборах в Мосгордуму и даже победить. И есть шансы прорваться через муниципальный барьер в Петербурге, все наши усилия будут для этого приложены. 

Вы раскройте, скажите, как вы этого планируете добиться?

Звонить, приходить, убеждать, объяснять муниципальным депутатам.

Можно убедить муниципального депутата, который не находится в вашем лагере, не сочувствует вам буквально, можно ли это сделать?

Вчера за меня подписался муниципальный депутат, выдвинутый «Единой Россией», после разговора, очень, кстати, нормального, человек все понимает прекрасно, и он понимает, что он не агитирует за меня, он не обязывается за меня голосовать, он отдает свою подпись за то, чтобы я имел право участвовать в выборах. Это можно объяснить, и мы будем это объяснять.

Даже если вас зарегистрируют, я считаю, что это будет чудо, но я очень надеюсь, что это произойдет. Это пока выглядит как фантастика. Судя по всему, у исполняющего обязанности губернатора Беглова не больших проблем: будут огромные финансовые вливания, административный ресурс, бюджет, завалят деньгами, примут правильные решения, покажут как решаются проблемы, собственно, вот и все.

У него огромные проблемы, Михаил. Знаете, что самая главная его проблема? Он не популярен в городе. Если бы у него не было проблем, не стремились бы отсечь от выборов таких кандидатов, как я, не стремились бы оставить его без конкурентов. Я абсолютно уверен, что президентская администрация и Смольный хорошо понимают, у них очень слабый кандидат. Он может выиграть только в отсутствии конкуренции, если к нему приставить одних статистов. Если бы они считали его мало-мальски сильным кандидатом, они не защищали бы его от любой конкуренции, как они защищают его сейчас, не гнали бы строем муниципалов за него подписываться, они не рассказывали бы о нем из каждого утюга.

Я могу сказать, мне попадаются иногда избиратели, я очень много хожу по улицам, езжу в автобусе, в троллейбусе, в трамвае, я неправильный депутата, я живу без служебной автомашины, которая мне полагается в соответствии с партийными обещаниями, я встречаю людей, которые поддерживают Владимира Путина, попадаются. Но ни один мне не попался, который бы сказал, что я поддерживаю Беглова и хочу за него голосовать на выборах. Чиновники Смольного не в счет, хотя многие из них тоже саркастически улыбаются и говорят: «Надо же, кого нам прислали».

Поэтому есть огромные проблемы у Александра Дмитриевича Беглова. Он не уважает людей, он не смог организовать уборку льда и снега. Назову вам одну цифру, четыре тысячи людей пострадало от падений на льду вот этой зимой. Он не смог обеспечить ввод станций метро в срок. Он легализует строительство, уничтожающее фактически Пулковскую обсерваторию.  Сократил расходы на расселение коммунальных квартир. Он не может реально решить ни одной проблемы, при этом он катастрофически не уважает граждан. Это очень слабый кандидат, судя по тому, как его тщательно берегут от конкурентов. Кстати, то, что боятся только нас, я могу судить вот по этой конференции, которая меня выдвигала кандидатом в губернаторы. Только к нам были присланы неонацисты, хулиганы,  политическая шпана во главе с небезызвестным Вячеславом Дациком, уголовником отсидевшим.

Да уж, мы видели съемки.

Чтобы попытаться сорвать нашу конференцию. Больше ни к кому не присылали. Я хочу сказать еще одну очень важную вещь. Команда политтехнологов, которая работает сегодня с Бегловым.  Это та же команда, которая год назад работала в Пскове, где мой друг Лев Шлосберг возглавляет «Яблоко». И те же методы, вот узнаем фирменный стиль, год назад в Пскове, так же шпана пыталась сорвать конференцию. Потом было организовано сумасшедшее давление на нашего кандидата в губернаторы. Сегодня эти же технологи работают в Питере, организовывают поток грязи и клеветы в отношении оппозиции, я почти каждый день о себе читаю какую-нибудь очередную грязь, и на нее, естественно, не реагирую.

Я понимаю. У вас есть план кампании? У вас есть союзники, на кого вы рассчитываете? С кем вы будете договариваться? Кроме муниципальных депутатов, хорошо, это обсудили. Политики, не знаю, общественные фигуры, группа поддержки.

У меня есть общественные фигуры. Я могу прямо здесь сказать, что конечно же меня сразу поддержал мой давний избиратель Олег Валерианович Басилашвили, меня, я уверен, будет поддерживать мой давний друг Александр Городницкий. Меня будут поддерживать питерские общественники, которым я очень много помогаю. Меня будут поддерживать те граждане, которым я прихожу на помощь во всех горячих точках. И я думаю, что если мне удастся зарегистрироваться, основная часть питерских оппозиционных политиков и сил меня поддержит, потому что они прекрасно понимают, что только я могу сегодня составить Беглову реальную конкуренцию, не входя в список вот этих вот согласованных кандидатов. Кстати, очень приятно было видеть сегодня фотографии в интернете, гражданские активисты вышли с плакатами, в том числе к нашему Законодательному собранию, с моим портретом, «Выборы без Вишневского — это не выборы».

Спасибо большое. Я желаю вам удачи и успеха на этих выборах, и в процессе прохождения муниципального фильтра, и, я надеюсь, дальше. Будем наблюдать и за этой очень важной кампанией.

Спасибо.

Также по теме
    Другие выпуски