«Если бы шествие разрешили, оно бы прошло тихо, мирно и спокойно»: Омбудсмен Москвы о нарушениях полиции и митингующих
Уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева рассказала о чрезмерных действиях полиции по отношению к митингующим 26 марта, судьбе несовершеннолетних задержанных и о том, надо было ли разрешать шествия по Тверской.
Потяева: За день нашей работы к нам поступило 40 обращений. Все 40 обращений мы отрабатывали с органами полиции, конечно, потому что так или иначе это было связано с задержанием людей, часто без того, что люди совершали какие-то противоправные действия. К десяти часам вечера те, по кому мы работали, были отпущены.
Особенно меня беспокоило, что среди задержанных были несовершеннолетние, причем были несовершеннолетние ребята, которые в принципе не на митинг шли. Они тоже попали в круг тех людей, которые доставлялись в органы внутренних дел. То, что целый ряд из них находился там до вечера, пока не приехали их родители, конечно, очень печально. Это правильно, что они должны были быть отданы на руки родителям, но должно было по несовершеннолетним быть моментальное информирование родственников и моментальное разрешение этой проблемы.
Что еще больше напрягает, так это последующие действия. Я бы не назвала это угрозой, но предупреждения о том, что может не сложиться дальнейшая жизнь, будут трудности с поступлением в высшие учебные заведения, и разные другие формы воздействия. Даже если был у ребят первый опыт выхода на улицы города Москвы, не комиссия по делам несовершеннолетних должна этим заниматься. Это неправильно.
Когда в отдельных сюжетах я вижу, как педагоги топорно проводят, с моей точки зрения (я сама педагог на самом деле), беседы с ребятами, когда слушаешь это, получается, что вроде как наши несовершеннолетние даже чуть-чуть на ступеньку выше, чем педагоги, которые проводят с ними работу.
Еще что меня немножечко настораживало. Я вечером приехала домой, села у телевизора. Ни одной информации о том, что произошло в центре Москвы. И только сутки спустя началось обсуждение и в ток-шоу, и просто в новостном блоке. Я считаю, что это неправильно. Реакция СМИ на эти митинги обязательно должна была быть. Конечно, меры, которые приняты на сегодняшний день, я расцениваю (это моя позиция, и думаю, позиция многих) как чрезмерные.
Ну и еще одна вещь, о которой я хочу сказать. Такие митинги ― не антикоррупционные, а с разным настроем ― достаточно часто проходят в нашем городе. Один из последних митингов был разрешен, одно из последних шествий. Вы знаете, он прошел за два часа, тихо, мирно, спокойно. Люди прошли, выразили какую-то свою позицию своим шествием, потому что они шли без лозунгов, безо всего. Никто не выкрикивал, никто не нарушал порядок. Вообще-то москвичи на самом деле законопослушные и знают все законы о правилах поведения. И всё, и разошлись, не было никаких эксцессов.
Может быть, если бы и здесь было разрешено это шествие, оно тоже бы прошло, наверно, в рамках закона, тихо, мирно и спокойно. Сейчас мы пожинаем то, что пожинаем. Важно, чтобы мы не упустили тот очень напряженный момент, который может потом дать более печальные результаты. Этого допустить в нашей стране, в нашем городе нельзя.