Голодовка Олега Сенцова пошла на второй месяц. Сегодня 33-й день. Всю последнюю неделю появлялись признаки того, что может состояться обмен. На прямой линии Путин намекнул: мы это обсуждали. А на следующий был даже телефонный разговор Порошенко с Путиным. Внимание к Сенцову растет. 15 июня в поддержку Сенцова выступил писатель Стивен Кинг. Акции в поддержку Сенцова проходят по всему миру. На связи из Киева — Анна Пеленчук, кинопродюсер и подруга Олега Сенцова, активистка кампании по его спасению.
Анна, как, на ваш взгляд, обстоят дела? У нас есть информация, ей уже несколько дней, что Олег Сенцов находится под постоянным медицинским наблюдением, говорит, что чувствует себя нормально, и вроде как все пока еще ничего. Может быть, у вас есть какая-то другая информация? И как вы вообще в целом оцениваете обстановку на сегодняшний день?
Обстановка на сегодняшний день выглядит следующим образом: уполномоченная по правам человека в Украине госпожа Денисова сегодня не попала к нему в колонию, хотя об этом договаривались президенты, что уполномоченные поедут и проведают в колониях политических заключенных, но тем не менее… В списке у Денисовой был первым Сенцов, к которому она сегодня не попала. Поэтому конечно же мы не знаем, как его состояние здоровья точно на сегодняшний день, но в любом случае голодовку он держит, он не сдается и будет идти до конца.
Это неожиданный такой поворот, насколько я понимаю, что ее не пустили. Действительно Песков это тоже комментировал сегодня. Он как бы разводил руками и говорил, что я не знаю, мне надо выяснить, поговорить с Москальковой, это российский омбудсмен, понять, что там, собственно, произошло. Но это, на ваш взгляд, тревожный сигнал?
Это конечно же тревожный сигнал, потому что по договоренности двух президентов, которые говорили об этом неделю назад, и по логике вещей конечно же это должно было состояться, то есть то, что она зайдет к нему на свидание в колонию.
Что теперь дальше будет? Какие следующие шаги? И что надо делать?
Вы знаете, поскольку завтра уже суббота, я не знаю, как работает эта система в России, можно ли проведывать в субботу заключенных, но в любом случае, я думаю, что Денисова будет добиваться встречи с Сенцовым, поскольку действительно к Олегу сейчас внимание всего мира приковано, огромное количество людей, их тысячи, они хотят все знать, как Олег, потому что уповают на его освобождение.
Как вообще, на ваш взгляд, ситуация с вниманием к этой проблеме развивается в последние дни? Что бы вы по этому поводу могли сказать? Вы, очевидно, за этим следите гораздо внимательнее, чем я.
Да, конечно же это все уже переросло в глобальную кампанию, и активистов по всему миру огромное количество. Практически каждый день в разных странах мира проходят митинги в поддержку Олега. Вчера Европейский парламент, 446 депутатов Европарламента, если я не ошибаюсь, проголосовали за резолюцию — освободить Сенцова. Сегодня проголосовал польский Сейм, чтобы тоже Сенцова освободили. Каждый день происходят какие-то комментарии очень публичных авторитетных людей, которые просят освободить Олега. Но я хочу напомнить, что Олег голодает не ради своего освобождения.
Да-да, это как раз то, что я хотел сказать. Он-то не требует своего освобождения. Он требует освобождения других политических заключенных.
Да, он требует освобождения других политических заключенных. Вы знаете, следуя тем делам, по которым их задержали, там действительно очень много абсолютно противоречивых дел, людей, украинских подданных задержали за какие-то экстремистские высказывания в социальных сетях. В общем, их держат, порядка семидесяти человек, но не все конечно же, разные есть причины их задержания, но всех их держат действительно на территории России, хотя они украинские граждане.
Вот сейчас у вас оптимизм растет по мере того, как развивается эта ситуация, или, наоборот, падает, что она разрешится? Просто как вы внутренне ощущаете динамику этой истории?
Вы знаете, если честно, оптимизма, конечно, с каждым днем все меньше и меньше, к сожалению, потому что на сегодняшний день это 33-й день, голодовку конечно же любому человеку не так легко держать. Вот, например, Балух, это еще один политический заключенный, который голодает более восьмидесяти дней, он вообще упал в обморок в зале суда, и к нему приезжали врачи, конкретно его здоровье сейчас находится под угрозой, точнее, не здоровье, а даже его жизнь.
Жизнь, да.
Не хочется, чтобы такое же произошло с Олегом. Вы знаете, Олег потрясающе талантливый человек, я его знаю очень давно, и я восторгаюсь его творчеством, я и еще много людей, буду ставить его пьесу. И вот мы с ним переписываемся, он мне пишет о пьесе, о декорациях, об актерах, которых можно использовать. Знаете, он сто процентов хочет жить, он сто процентов хочет к нам вернуться, и он действительно хочет, чтобы выполнили его требования, чтобы те украинские граждане, которые по политическим мотивам осуждены либо находятся в Российской Федерации, просто вернулись на Украину.
Будем надеяться, что это все-таки скоро произойдет. Спасибо большое, Анна.
Фото: Sergey Pivovarov / Reuters