Обвините тех, кто обвиняет вас. Михаил Фишман о том, в чем логика Трампа похожа на путинскую

27/09/2019 - 21:50 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

История с публикацией телефонного разговора Трампа с Зеленским — это проблема не только для Трампа. Это проблема и для Зеленского. В этом разговоре, который, Трамп не только разговаривает с Зеленским сверху вниз, а Зеленский, соответственно, снизу вверх. Зеленский произносит два потенциально опасных для него тезиса. Во-первых, соглашается с Трампом в том, что Меркель и Макрон мало помогают Украине в борьбе с Россией с помощью санкций. Во вторых, он говорит, что «следующий генеральный прокурор будет на 100% моим человеком». Политолог Владимир Фесенко обсудил с Михаилом Фишманом, чем логика Трампа в ситуации с импичментом похожа на путинскую.

Владимир, здравствуйте.

Да, добрый вечер.

Каковы, вы думаете, могут быть последствия внутриполитические для Зеленского от публикации расшифровки?

Внутриполитических последствий не будет, кроме, конечно, скандального обсуждения всей этой стенограммы, этого разговора, каких-то нюансов этого разговора. Но на рейтинге Зеленского, на его популярность на данный момент внутри страны это почти не повлияет, поскольку эта тема не касается мотивов поддержки Зеленского, выглядит эта тема слишком элитарной, слишком сложной, слишком дипломатической для интересов простых украинцев, особенно сторонников Зеленского. Поэтому это скорее проблема, которая немного усложнит его дальнейшие отношения с лидерами Германии и Франции, и конечно, немножко снизит его баллы в общении с представителями Демократической партии США. Вот и все. Да, поэтому внешнеполитических рисков больше, чем внутриполитических.

То есть он не выглядит от публикации этой расшифровки меньшим, не знаю, реформатором, чем он выглядел до нее?

Да нет, потому что там речь идет об отношениях с США. Вот вы сказали правильно, да, что взгляд сверху вниз, так к сожалению, все американские президенты смотрят на украинских руководителей сверху вниз, и это далеко не первый факт давления. Кстати, Байден, упомянутый в этом разговоре, ведь тоже давил, и неоднократно, на президента Порошенко, и это конкретные, скажем так, позиции давления. Тут проблема только в другом, либо давили в общегосударственных интересах…

Да-да, это мы как раз только что обсуждали. Но что касается Макрона и Меркель, вы думаете, что все-таки вот то, что он про них говорит, это повлияет на отношения с Францией и Германией?

Не критично, но знаете, как в известном анекдоте, ложечки нашлись, а осадок остался. Вот все-таки некая эмоциональная проблема в общении, она может возникать. Думаю, все-таки и Макрон, и Меркель, они будут вести себя не так, как Трамп, у них будет меньше эмоций, больше рациональности, сделают скидку на неопытность Зеленского. Уже вот есть заявление официальных лиц Германии, где они говорят о том, что на отношения Германии и Украины это не повлияет. Но вот на личные отношения с Зеленским, конечно, это немного может повлиять. Ему сейчас надо каким-то образом восстановить хорошие личные отношения, потому что это может немножко ослабить его позиции, не критично, опять-таки, но усложнить его общение, в частности, в «нормандском формате».

То есть в целом президент Украины Зеленский может, как сказать, отряхнуться, вытереться и пойти дальше?

Нет, я думаю, что проблемы не закончились. Вот вы упомянули про Генпрокурора, на самом деле это не так критично для Зеленского, потому что в нашей традиции, в нашей практике, будем говорить откровенно, не было у нас и нет еще пока верховенства закона, поэтому любой президент Украины, от первого до нынешнего, рассматривает позицию Генпрокурора как свою. Если Генпрокурор не «твой», значит, он будет чужим, либо будет он работать на политических конкурентов, либо на кого-то из олигархов. Поэтому в Украине это воспринимают с иронией, но с пониманием. А вот где могут быть проблемы, история ведь не закончится, и тут даже дело не в стенограмме разговора, а в документе, который появился после этого. Вот эта самая докладная, письмо агента ЦРУ, который работал…

Да-да, где еще, оказывается, с весны вся эта работа шла.

Да я вам скажу, на самом деле, если так вот всерьез разбираться, давление Трампа на украинское руководство началось еще при Порошенко, еще два года назад. Потому что, например, вот приведу один только пример, фактически было остановлено расследование по так называемой «амбарной книге» Партии регионов, черная касса, где упоминался Манафорт и так далее.

Да-да, это большая история.

Якобы это сделали либо, скажем так, как политический жест, чтобы задобрить Трампа, улучшить отношения между Порошенко и Трампом, либо по настоянию людей Трампа, это неизвестно. И вот самый важный момент, там упомянуты, вот в этом письме, целый ряд украинских политиков, бывших и нынешних государственных деятелей, два бывших Генпрокурора, Шокин и Луценко, помощник президента Украины Андрей Ермак, вот этих людей могут вызывать сейчас на слушания в Конгресс. Я думаю, что украинская тема там будет и дальше разрабатываться, поэтому какие-то «мины» для украинских политиков, в том числе и потенциальные «мины» для Зеленского, они сохраняются. В чем тут проблема? Для Зеленского важно сохранить гибкий нейтралитет, не подыгрывать ни Трампу, ни Байдену, а это очень непросто, он сейчас между молотом и наковальней, и Трамп, и демократы будут тащить его каждый в свою сторону, и удержать нейтралитет, сохранить политическое лицо перед США будет крайне сложно.

Спасибо большое.

Фото: пресс-служба президента РФ

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски