Обнуление 20 лет спустя — Путин выбрал «белорусский сценарий» и остается навсегда. Мнение Михаила Фишмана

13/03/2020 - 20:43 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

10 марта на заседании Госдумы, где принимался пакет поправок в Конституцию, Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, а сейчас еще и депутат «Единой России», озвучила предложение обнулить президентские сроки Владимира Путина, чтобы на выборах в 2024 году он смог снова избираться. Сразу после этого депутаты провели совещание с президентом, а Путин выступил в Госдуме со словами о том, что предложение Терешковой он одобряет, но только в том случае, если на внесение этой поправки даст разрешение Конституционный суд. Михаил Фишман попытался разобраться, как президент, управляющий Россией уже 20 лет, превратился в вечного Путина. 

Многие действительно поверили, что поправками к Конституции Владимир Путин хочет перераспределить власть в стране, чтобы контролировать ее, когда уйдет с поста президента в 2024 году. Хотя, конечно, это все с самого начала звучало странно, пазл не складывался: Путин говорил, что поправки усиливают парламент, а на самом деле они усилили президента, подчинили ему последовательно судебную власть, включая Конституционный суд, правительство и Генеральную прокуратуру. Все гадали, что за спецоперация, в чем тут замысел, какое место Путин подыскал себе в этом лабиринте. Голос разума звучал, конечно: кого может усиливать Путин, если не самого себя? Но вера в будущее и сами действия Путина давали понять: нет, это или казахский сценарий с управляемым преемником, или иранская схема с верховным лидером над президентом, или китайский вариант с политбюро, или что-то новое, но в любом случае сложное, чтобы править из-за кулис. До тех пор, пока 10 марта в Госдуме не прозвучала историческая поправка Валентины Терешковой об обнулении президентских сроков.

Внесение поправки как будто застало президента врасплох ровно в тот момент, когда он заканчивал писать ответ Терешковой и депутатам — буквально на фразе, что поправка достойная, правильное решение. Оставалось поставить точку. И только поэтому Путин в Думе говорил с листа.

Также по теме
    Другие выпуски