Новый формат выборов, на который перейдет вся страна: Михаил Фишман о том, почему кампания в Мосгордуму касается каждого
Наступила критическая точка выборов в Мосгордуму — именно сейчас независимым кандидатам будут отказывать в регистрации, несмотря на то, что они собрали подписи в поддержку своего выдвижения. Для регистрации кандидатом в депутаты Мосгордуму закон требует собрать 3% подписей жителей округа. Кандидатами, которым будет отказано в регистрации, будут те кандидаты, что смогли собрать эти подписи. Уже известно, что московский избирком признал недействительными 11,4% подписей за выдвижение Ильи Яшина в Мосгордуму, и он, таким образом, не будет допущен к выборам. Колонка Михаила Фишмана — о том, как у москвичей отнимают выборы.
Михаил Фишман: Выборы в Мосгордуму подошли к своей ожидаемой критической точке — именно сейчас независимым кандидатам будут отказывать в регистрации, несмотря на то, что они собрали подписи в поддержку своего выдвижения. Они выполнили невыполнимое задание, пошли туда не знаю куда, принесли то не знаю что, причем они единственные выполнили это задание, потому что никто из системных кандидатов никакие подписи, разумеется, не собирал, с волонтерами не работал, перед горожанами в соцсетях не отчитывался о сборе — ничего это не было. Представьте себе депутата — он что, будет бегать по подъездам подписи собирать? Он же серьезный человек, он с мэром общается по работе? Ему что, время свое девать некуда. Максимум, на что вы можете рассчитывать, он поделится с вами новостью о своей регистрации и пообещать оправдать ваши надежды.
Давайте еще раз осознаем, что происходит: для регистрации кандидатом в депутаты Мосгордуму закон требует собрать 3% подписей жителей округа. И единственными кандидатами, которым будет отказано в регистрации, будут кандидаты, которые смогли собрать эти подписи. Дело идет ровно к этому, и естественно, что независимые кандидаты борются, стоят в пикетах, требуют честного равного подхода. Но с точки зрения главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова, они тем самым только подтверждают свою собственную бесчестность. В абсолютно сталинской логике: если вы еще не сидите — это не ваша заслуга, а наша недоработка.
Валентин Горбунов, глава Мосгоризбиркома: «Есть хорошая поговорка: „На воре и шапка горит“. Если есть утверждение, что комиссия относится предвзято, то человек чувствует за собой какую-то вину».
Конечно, подумаешь Мосгордума, кому до нее есть дело. Но редко когда перед нашими глазами абсолютно чистый пример жизни в перевернутом мире, где черное — это белое, белое — это черное, сданная подпись — это признак вины, а несданная — пропуск в следующий круг. Это Валентин Горбунов отвечал за фальсификацию результатов выборов в Мосгордуму в 2009 году и выборов в Государственную думу в 2011 году, когда у москвичей украли миллион голосов, — это уголовное преступление, статья УК, но нарушителем все равно окажется Илья Яшин. Утверждается, что Мосгордума отражает интересы москвичей, а на самом деле единственно возможный с точки зрения системы результат выборов должен заключаться в том, что интересы москвичей в Мосгордуме не будут представлены вообще.
Почему это все важно? Ну, во-первых, обидно за москвичей. Во-вторых, сегодня в Москве, по сути, тестируется новый формат выборов, на который возможно уже очень скоро перейдет вся страна. Агентство Bloomberg сообщило, что в Кремле думают снова поменять правила игры на выборах в Думу — вместо смешанной системы 50 на 50, половина депутатов-одномандатников, другая половина по партспискам, ввести 75 на 25, три четверти одномандатников, одна четверть по партспискам. Раз«Единая Россия» проигрывает всему, что движется — и чем дальше, тем хуже, — то пусть заранее назначенные депутаты идут на выборы самовыдвиженцами. Как они будут выигрывать? Так же, как выиграют в сентябре те, кому положено на выборах в Мосгордуму: если больше не разрешают тупо переписывать протоколы, в чем так силен глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, то можно так же тупо не допускать до выборов ни одного нелояльного кандидата. Как это происходит в Москве или как в Питере, где чтобы кандидаты в муниципальные кандидаты не смогли вовремя сдать документы, перед ними выстраивалась искусственная очередь, и это не шутка, а реально действующая в России политическая технология.
Почему вообще важно, чтобы парламент был настоящим, а не искусственным? Зачем заморачиваться? На самом деле, это не вещь в себе. Ну, например, в опросе «Левада-центра» по итогам дела Ивана Голунова, один из вопросов был таким: представьте ситуацию, что полицейские вас несправедливо задержали и подозревают в преступлении. Как вы оцениваете ваши шансы решить эту проблему, учитывая те возможности, которые у вас есть? Как «довольно высокие» говорят сегодня 6%. В 2014 году таких было 11%. В два раза больше. Как «очень низкие», сегодня говорят 30%. Пять лет назад таких было 15%. В два раза меньше. Ощущение беспомощности при встрече с полицией выросло примерно вдвое за последние пять лет. На кого рассчитывать? Кто вам поможет? Кто нам поможет?
К примеру, 9 округ, здесь фаворит — обозреватель ВГТРК Андрей Медведев. Именно его поддерживает мэрия. По плану, именно он должен стать депутатом. Когда Голунова арестовали, Медведев сначала за него заступился, мол, все это подозрительно. А на следующий день рассказал о звонке знакомому оперу из 90-х, который занимается этим делом, и оказалось, что Голунов действительно наркодилер: «Я по старой памяти набрал оперу, которого знаю еще с 90-х. И который до сих пор занимается борьбой с наркотиками. Со слов моего знакомого, а он с самого утра разбирается с делом, ситуация такова. Голунов занимался сбытом. Его разрабатывали давно. Причем оперативники ЗАО даже не представляли, кто объект разработки».
Вопрос на засыпку: мое как жителя Москвы ощущение безопасности вырастет, когда Медведев станет депутатом, или еще понизится? Тактика мэрии на этих выборах уже примерно понятна: кого-то из независимых кандидатов пропустят на выборы — так, чтобы они потом проиграли назначенным фаворитам. А самых одиозных, то есть самых оппозиционных, завернут прямо сейчас. У Ильи Яшина, который идет по 45 Красносельскому округу, уже нашли требуемое число брака. Его главный конкурент на выборах — политолог и замдекана Высшей школы экономики Валерия Касамара. Высшая школа экономики — оплот либеральной мысли в стране. Я спросил Валерию, если Яшина не зарегистрируют, потребует ли она его регистрации?
Ответ был уклончивый, который скорее следует понимать, как нет. Уважаемая Валерия, вы имеете на это право и с вашим юридическим статусом все в порядке. Вы даже можете встать в пикет, как это делают сегодня муниципальные депутаты. Теоретически это может и не понадобиться — у властей еще есть возможность избежать кризиса вокруг отказа в регистрации независимым кандидатам. Но на практике на наших глазах эта вероятность стремится к нулю.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС