Какие ваши доказательства. Михаил Фишман о реакции Кремля на найденный в организме Навального «Новичок»

04/09/2020 - 22:49 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

2 сентября правительство Германии сообщило, что в организме политика Алексея Навального обнаружены следы яда из группы «Новичок». Мировые лидеры осуждают попытку отравления и требуют от властей России объяснений и наказания виновных. Михаил Фишман — о том, чем ответит Кремль. 

Алексей Навальный лежит в коме. И неизвестно когда из нее выйдет. Зато уже известно, что покушение на жизнь Навального в Сибири — в Томске, откуда он летел в Москву, — вновь поставило Россию и лично ее президента Владимира Путина в центр крупнейшего международного скандала. Еще много чего случится, пока Путин будет править Россией — а он себе отмерил еще пару десятилетий, — но это уже не изменится никогда: термин «Новичок» вошел в мировые языки как прежде слова «водка», «спутник» и «перестройка», и главная и единственная ассоциация с этим «Новичок» во всем мире теперь — это Владимир Путин. Это при нем Россия — как политический режим — превратилась в токсичный во всех смыслах этого слова организм, уничтожающий своих противников за границей и диссидентов внутри страны нервно-паралитическим ядом. Можно выдвигать бесконечные альтернативные версии, можно обвинять весь мир и конкретно Ангелу Меркель в спланированных провокациях, можно ссылаться на омских врачей, которые ничего не нашли, кроме панкреатита и говорят что Навальный плохо позавтракал, можно требовать формулы и документы, можно топать ногами и кричать какие ваши доказательства — в общем, можно применять весь известный набор контраргументов, — но этот факт уже изменить нельзя. На этой неделе специальная лаборатория фармацевтики и токсикологии германского Бундесвера заявила четко и определенно: Навальный отравлен ядом из группы «Новичок». А затем выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Выше уровня не бывает.

Канцлер Германии Ангела Меркель: Специализированная лаборатория Бундесвера сейчас пришла к ясному и однозначному выводу: Алексей Навальный стал жертвой отравления боевым нервно-паралитическим веществом типа «Новичок». В его биологических пробах, без сомнения, были установлены остатки этого вещества. Таким образом. стало очевидно, что Алексей Навальный стал жертвой преступления. Кто-то пытался заткнуть ему рот. И от имени всего правительства Германии я выступаю с осуждением.

Вслед за Меркель выступил и Борис Джонсон: покушение на Навального c помощью химического оружия возмутительно. Россия должна объясниться. Все за Джонсоном — Белый дом в Вашингтоне, хотя и не Дональд Трамп лично. Реакция Евросоюза еще последует. Организация по запрещению химического оружия заявляет, что мониторит ситуацию и что готова оказать помощь в расследовании. И до этого еще обязательно дойдет дело. Журнал Spiegel со ссылкой на лабораторию Бундесвера сообщает подробности.

ТАСС, статья от 04.09.2020 года: Специалисты мюнхенского Института фармакологии и токсикологии Бундесвера нашли следы отравляющего вещества из группы «Новичок» в крови, моче и на коже Алексея Навального, а также на бутылке, которая была у него с собой в самолете. С таким утверждением выступил в пятницу журнал Spiegel со ссылкой на правительственные источники.

В том, что это «Новичок», сомнений нет. Всем им отвечает не Путин — до этого тоже еще дойдет, но еще не время, — а представитель МИДа Мария Захарова. Какие ваши доказательства? Покажите. Пришлите нам документы. Германский МИД вызвал на ковер российского посла и вот, пожалуйста.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова: Обычно работа между партнерами, коллегами или между внешнеполитическими ведомствами состоит из двух частей: публичной, тем более когда речь идет о резонансном деле, когда необходимо рассказать общественности о результатах проделанной работы, и дипломатической, когда передаются документы, когда эти документы содержат конкретную информацию. Собственно говоря, за этим и пришел наш посол. Он ушел с пустыми руками. Ничего не напоминает? Мне кажется очень сильно напоминает. 

Конечно напоминает. Это один в один реакция Кремля на мировой скандал после отравления Скрипалей в марте 2018 года.

Президент России Владимир Путин: Мы своим коллегам уже многократно говорили: дайте нам документы. Мы посмотрим, что с этим делать.(Так Путин прокомментировал «дело Скрипалей» на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя» в 2018 году).

Я напомню: последние сомнения в отношении того, кто организовал покушение на Скрипаля, — если они еще оставались, — были развеяны интервью инструкторов по фитнесу Петрова и Боширова главному редактору телеканала RT Маргарите Симоньян. Но лицо надо было держать все равно, и тогда одно из направлений обороны заключалось в том, что этот яд может быть произведен не только в России — мало ли кто решил Скрипаля убить. Ведь был же «Новичок» синтезирован в Чехии и Иране — почему бы им не убить Скрипаля?

Российский журналист и телеведущий Дмитрий Киселев (2018 год): Днем ранее Путин напомнил, что по данным международных экспертов два десятка стран могут производить нервно-паралитические вещества, подобные тому, которые англичане сейчас приписывают России.  

В случае с покушением на Навального не будет ни этого довода, ни интервью подозреваемых, потому что покушение было совершено в Томске, в России, но генеральная линия останется неизменной: это провокация против России. И чем громче будут звучать эти аргументы, тем меньше будет оставаться сомнений, что да, покушение на Навального было спланировано на самом верху российской власти — точно так же, как было организовано покушение на Скрипаля два года назад. А отсутствие конкретных подозреваемых в покушении будет насколько это возможно компенсировано выступлениями члена комитета по Безопасности Государственной думы Андрея Лугового: на этот раз никого за руку не схватили, исполнителей не нашли, пойди их найди в Сибири — ну что делать, давайте посмотрим кто у нас есть, а вот пожалуйста на складе лежит использованный, 2006 года выпуска, но в хорошем состоянии, не битый, справки по всем ТО. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Поэтому вот вам известный отравитель в роли расследователя отравлений. Я иронизирую, но на самом деле не очень: без всяких шуток, на новой фазе скандала Кремль как будто всерьез преследует одну цель — убедить всех кого можно в том, что да, это он стоит за покушением на Навального. А если вы все еще сомневаетесь, то послушайте Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко [обращаясь к премьер-министру России Михаилу Мишустину]: Новая фишка появилась: опять «Новичок», опять отравление. Я вам должен сказать, что до выступления Меркель, где она заявила, что Навальному хотели закрыть рот, мы перехватили разговор. Мы так понимаем, что [на записи] Варшава разговаривает с Берлином, два абонента на связи. Я вам дам почитать. [Запись] отчетливо говорит, что это фальсификация. Никакого отравления Навального не было. 

Берлин отчитывается перед Варшавой — Варшавой! — но отчет перехватывает белорусская разведка. Лукашенко рассуждает просто: долг платежом красен — вы мне помогли, я вам помогу, какие вопросы? Это тоже знакомо: так на рынке выписывают покупателям справки для бухгалтерии: вам сколько килограмм написать? Да сами впишите, и дело в шляпе. Но это конечно же самодеятельность, скромный подарок от товарища по несчастью, настолько непрезентабельный, что в России даже центральные каналы им пока что брезговали. В отличие от покушения на Скрипалей, на этот раз российские чиновники отстаивают честное имя своей страны без энтузиазма, без огонька. Упоения в бою не видно. А единственный контраргумент Кремля — если бы это был Путин, он бы не выпустил Навального в Германию на лечение, разбивается, увы, о простейший довод, что если бы Путин действительно не выпустил самолет с Навальным после звонков Меркель и Макрона, он бы лично нес ответственность за последствия, и Кремль не смог бы даже отнекиваться, как сегодня.

И весь скандал еще впереди. Просто потому что речь идет о химическом оружии. Применение боевых отравляющих веществ, где бы оно ни случилось, запрещено международной конвенцией. И до покушения на Навального новичок уже стал благодаря России острейшей мировой проблемой. В прошлом году — после отравления в Солсбери — Америка, Канада и Голландия предлагали внести в конвенцию о запрещении химического оружия еще две формулы отравляющих веществ, причем Россия с этим спорила — и успешно.

После покушения на Навального все это это означает — уже с чисто формальной точки зрения, — что либо российское государство само убивает своих оппонентов «Новичком», либо не контролирует его производство и распространение — конвенция нарушена в любом случае. Причем контекст для Москвы оказывается крайне тяжелым. Как известно, новичок это советская разработка, а его первой жертвой вероятно стал один из его же изобретателей, один из специалистов секретной военно-химической лаборатории в Шиханах Андрей Железняков — после случайной утечки синтезированного им же яда. Это было в 1987 году, а в 1992 году, в это недолгое время полной свободы в России, он успел рассказать о том, что с ним случилось: он провел в коме 18 суток, потом долго не мог ходить, потом осложнения всей центральной нервной системы, а через год после этого рассказа он умер. Еще в 2018 году, после отравления Скрипалей, другой разработчик «Новичка» Вил Мирзаянов — тот самый который и опубликовал формулу новичка в 2008 году — рассказывал, во-первых, что тогда были разработаны четыре варианта «Новичка» и в том числе в виде порошка — которым, как он же и предполагает сегодня, и мог быть отравлен Навальный, и это объясняет отсутствие других жертв. Во-вторых, что несмотря на то, что «Новичок» изначально разрабатывался для армии, в КГБ была отдельная мощная лаборатория и сотрудники КГБ курировали разработки, и, наконец, в третьих, что «Новичок», синтезированный тогда, в 80-х-90-х, уже разложился, а в гараже или на коленке его не сделаешь. Вот что два года назад он рассказывал («Новой газете»). 

Участник проекта «Новичок» Вил Мирзаянов: Я знаю, что в России сейчас утверждают, будто бы партии «Новичка» могли сохраниться в бывших республиках СССР, но это чушь. Если где-то и был чистый «Новичок», он уже давно разложился. А для создания его компонентов нужны мощные лаборатории и опытнейшие кадры, которые есть лишь в нескольких странах. … Один вашингтонский Think Tank, аналитический центр, который мне тогда помогал, считал, что «Новичок» смогут воспроизвести террористы. Я на это отвечал: без знаний, точнейшего оборудования и опытнейшего персонала «Новичок» синтезировать просто нереально! А если и возьмешься, то убьешь себя.

Об этом очень хорошо знают в штаб-квартире ОЗХО, и именно поэтому российское государство автоматически становится главным подозреваемым и именно поэтому новые санкции неизбежны, если Москва будет саботировать расследование. Опять-таки, еще с атаки на Скрипалей известно, что один из разработчиков новичка химик Леонид Ринк — сегодня он единственный комментирует нападение на Навального в государственной прессе — в том духе, что никакого отравления не было и у Навального был приступ панкреатита, — так вот из допроса самого Ринка известно, что в 1994 году он продал несколько ампул с новичком частным лицам. Допрашивали Ринка по делу об убийстве банкира Кивелиди в 1995 году — это единственный можно сказать доказанный случай применения «Новичка», причем не государством, а чисто криминальной природы. Так никто и не знает, от чего в 2003 году внезапно умер журналист Юрий Щекочихин — у его коллег и друзей не было и до сих пор нет сомнений, что он был отравлен, кем, тоже никто не знает. Но есть один случай из тех времен, про который известно относительно точно: это был яд, и применили его спецслужбы. Причем описанная тогда в прессе клиническая картина сегодня выглядит очень узнаваемой. В марте 2002 года внезапно погиб террорист и полевой командир Хаттаб, в апреле ФСБ объявила, что Хаттаб был убит в результате спецоперации, а в сентябре в газете «Коммерсант» появились подробности. Хаттаб получил некое письмо из Саудовской Аравии, но перед этим письмо перехватили и пропитали ядом сотрудники ФСБ.

Много лет спустя, в начале 18 года, но еще до отравления Скрипалей, эту же историю в слегка иных подробностях рассказало агентство «Росбалт»: про военных ни слова, но соприкосновение с конвертом стоило жизни пятерым телохранителям и курьерам Хаттаба. Что тут важно? Прежде всего, что так или иначе это была успешная операция. Ликвидация одного из лидеров чеченских боевиков — это победа, и конечно Владимир Путин был о ней проинформирован в деталях. Возможно, именно тогда спецслужбы пришли к выводу, что боевой яд это эффективно, тем более что и до этого в КГБ не брезговали уколами зонтиком. А дополняли эту картину и отравление Политковской на борту самолета, когда она 16 лет назад летела в Беслан, чтобы помочь вытащить захваченных заложников, и, конечно, отравление полонием в 2006 году Александра Литвиненко в Лондоне. Потом нападение на болгарского бизнесмена Гебрева, а затем атака на Скрипалей и знаменитая пресс-конференция Боширова и Петрова. Так или иначе, к сегодняшнему дню российские спецслужбы уже заработали репутацию экспертов по работе с боевым ядом. Любое использование любой разновидности «Новичка» по умолчанию указывает на государство. Именно поэтому Германия информирует послов стран НАТО о ситуации с Навальным на специально организованной ради этого встрече. И именно поэтому санкции неизбежны. В мировой прессе пишут, что Меркель, вероятно, сначала пойдет в ОЗХО — пусть профильное глобальное ведомство проведет расследование, — а затем дойдет и до европейских структур, и до Совета Безопасности ООН. Прямо сейчас на наших глазах опять подвисает «Северный поток-2» — многострадальный газопровод, который Газпром при участии европейских энергокомпаний прокладывает в Германию по дну Балтийского моря в обход стран Восточной Европы. Вот что пишет в пятницу New York Times:

New York Times, статья от 04.09.2020 года: Канцлер Германии Ангела Меркель давно поддерживает решение о строительстве российского газопровода стоимостью 11 миллиардов долларов. Она придерживается позиции, что бизнес и политика не должны пересекаться. Но этот подход подвергается серьезному давлению с этого четверга, пока российский оппозиционер лежит в немецкой больнице, отравленный военным нервно-паралитическим ядом, доступом к которому обладают российские военные. Даже некоторые однопартийцы Меркель стали настаивать на том, чтобы канцлер отреагировала, закрыв проект газопровода «Северный поток-2». 

Еще на той неделе, когда Навальный уже был в берлинской клинике, Меркель продолжала поддерживать «Северный поток-2», но давление нарастает — с Путиным надо говорить только на понятном ему языке, на языке торговли газом, это говорит ее соратник по партии и глава внешнеполитического комитета Бундестага Норберт Ротген, а в Америке против «Северного потока» и республиканцы и демократы. Но устоит «Северный поток» или нет, это не меняет суть главного вопроса, который встает перед Западными лидерами так остро, как еще никогда не вставал: что делать, если российское государство устраивает внесудебные расправы над своими собственными гражданами, которые критикуют Владимира Путина? Ответы на эти вопросы, конечно, будут зависеть и от дальнейшей реакции России, и от того, как себя будет чувствовать Навальный. Но важно, что это волнует не только Запад. Покушение на Скрипаля — это внесудебная расправа. Но расправляться со своими ни в чем не повинными согражданами «Новичком» на своей же собственной территории — это еще более серьезное преступление. Уже хотя бы потому, что это расправа, для которой не может быть составлена внутренняя инструкция. Одно дело — жить в авторитарной несвободной стране. Другое дело жить под пятой у государства, которое источает челюстями смертельный яд и хватает ими любого, кто ему неудобен по тем или иным причинам. Лично я верю, что никакое общество, никакой народ с этим не согласится.
 

Минюст России внес Фонд борьбы с коррупцией в список организаций,
являющихся иностранными агентами.

Фото на превью: Юрий Белят / Дождь

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски