«Мы те, кто решает неудобные вопросы»: как война в Сирии приблизила легализацию ЧВК в России
«ЧВК Вагнера» — группа добровольцев из числа отставных российских военных. По информации независимых расследователей Conflict Intelligence Team (CIT), бойцы «ЧВК Вагнера» принимают участие в боях в Сирии. 16 октября CIT сообщила о семи погибших в Сирии россиянах. Все они, как утверждает CIT, принимали участие в боях в Сирии на стороне России. Официально участие группы в военной операции не признается. О «ЧВК Вагнера» — материал Евгении Котляр.
Российская кампания в Сирии официально закончена. Путин объявил это в Хмеймиме 11 декабря. Но что будет с бойцами частных военных компаний, которые сопровождали официальный контингент не ясно. «ЧВК Вагнера» — миф по мнению чиновников Министерства обороны и реальность для родственников погибших наемников.
Частная армия действует в Сирии с конца 2015 года. В этом году бойцам ЧВК пришлось сложнее, чем раньше. Летом СМИ стало известно о проблемах с вооружением бойцов ЧВК. С зарплатами в 2017 году в «Вагнере» тоже стало непросто — начались задержки, и фиксированную сумму в 240 тысяч рублей получали только бойцы разведовательно-штурмовой роты, а артиллеристы, охрана и операторы беспилотников — около 160 тысяч.
Руслан Левиев из Conflict Intelligence Team, специалист по расследованиям военных конфликтов, сомневается, что объявленный вывод войск из Сирии это реальное окончание военных действий. По его мнению, если официальный контингент действительно выводят, там необходимо оставить наемников. А чтобы отстаивать территории, нужна подготовка, техника, ресурсы — очевидно, что частная структура без санкции Министерства обороны на это не способна.
Сами бойцы ЧВК уже научились не оставлять следов в сети — конспирация на уровне «Вконтакте» и Instagram работает. Но, как правило, после смерти в региональных СМИ и пабликах во «Вконтакте» информация о погибшем в Сирии уроженце Курска, Ростова или Читы появляется быстро. Друзья и знакомые соболезнуют и благодарят «за мирное небо над головой».
О том, что сирийские потери «ЧВК Вагнера» не миф, доказал журналист «Фонтанки» Денис Коротков. Он следил за группировкой военных с 2015 года: «Не все из них пошли за деньги, естественно, когда мы смотрели огромное количество анкет, заявлений, автобиографий и прочих документов, то видно, что все-таки уж точно больше половины туда толкнула финансовая история. Но у многих играли роль и некие патриотические устремления», — рассказал Коротков.
Анкеты, о которых говорит журналист — копии оригинальных заявлений от претендентов в наемники. Все эти мужчины отправились воевать в Сирию за 240 тысяч рублей в месяц. По контракту — все секретно. Информация всплывает только после гибели очередного наемного солдата. Совсем другая история – плененные наемники.
Мать плененного Григория Цуркану, видео с которым появилось в сети в октябре, подтвердила, что ее сын работал наемником в «ЧВК Вагнера». По рассказу женщины, после опубликованного видео к ним в дом приехали «сослуживцы» сына и около двух недель убеждали родственников не обострять ситуацию общением со СМИ. Спустя время семья поняла, что это был просто отвлекающий маневр, а плененных никто не искал.
Наемники навсегда остаются в тени. На официальных приемах минута молчания по погибшим от первых лиц полагается только признанным военным. Романтику военной компании в песчаных долинах Дейр-эз-зора или Пальмиры воспевают уже давно. Гимн ЧВК появился в сети еще пару лет назад, а в октябре этого года вышел в топ русскоязычного YouTube.
Путь наемника из компании Вагнера начинается из хутора Молькино, Краснодарский край. Командиры загадочной ЧВК развиртуализировались накануне прошлого нового года — Дмитрий Уткин был замечен на приеме в Кремле. А после в сети появился снимок, где тот самый «Вагнер» в компании людей с наградами Героя России фотографируется с президентом.
Сейчас в России наемничество карается уголовным кодексом. Впрочем, вагнеровцев это предсказуемо не касалось. Депутат Госдумы Дмитрий Саблин занимает забавную на первый взгляд должность — координатор группы дружбы с парламентом Сирии. Другая его ипостась — замглавы движения «Боевое братство». Эта организация фигурировала в СМИ в качестве связующего звена между добровольцами и войнами на Донбассе и в Сирии. Так вот, Саблин допускает возможность выхода ЧВК в легальное поле.
По данным Министерства обороны, в Сирии погибли 39 российских военных. В октябре в распоряжение Reuters попала справка о смерти в Сирии Сергея Поддубного. Согласно принятой процедуре нумерации, этот документ дает понять реальное количество зафиксированных смертей россиян в Сирии. Их не менее 131. Среди погибших могли находиться, как контрактники, так и бойцы ЧВК. И это цифра только за неполный 2017 год. Conflict Intelligence Team считает, что число погибших исчисляется сотнями. На фоне старта предвыборной президентской кампании признать погибших вагнеровцев, значит развенчать миф о том, что Родина никого не забудет.
Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости