Конец «Моей улицы»: что у Собянина получилось, а что — нет
Московская реконструкция подходит к концу — с новыми улицами, памятниками и парками. И День города в воскресенье, 10 сентября, станет апофеозом, праздником новой собянинской Москвы — без ларьков и палаток, вся в плитке с вылизанными бульварами, узким Садовым кольцом и чудом ландшафтной архитектуры парком Зарядье прямо напротив Кремля. Ксения Назарова подвела итоги программы «Моя улица».
Отколоть от тротуарной плитки лишнее, чтобы она точно поместилась в отверстие неправильной формы – последние штрихи московского благоустройства. Программа «Моя улица» завершится ко Дню города и времени устранять недостатки уже нет.
Из-за нового пешеходного островка на Валовом переулке проезжая часть стала уже и движение здесь стало куда медленней. Например, на днях здесь не смогли разъехаться два автомобиля и сразу образовалась километровая пробка.
Юлия Каблинова, активист движения «Синие ведерки»: Сужение съездов и полос Садового кольца привело к тому, что мы видим. На самом деле сейчас нет даже 6 вечера, а вот здесь такие начинаются пробки, автомобили экстренных служб будут как все стоять в этих пробках из-за крохотной аварии.
«Моя улица» расширила тротуары, создала сотню дополнительных наземных переходов, выделила полосы для общественного транспорта и 200 новых остановочных пунктов. Московские власти как бы предлагают горожанам пересесть на автобусы и троллейбусы, но не все на это готовы.
Фотограф и блогер Илья Варламов передвигается по городу в основном на велосипеде или общественным транспортом. По его мнению, только сейчас город становится комфортным для большинства жителей
Илья Варламов, автор проекта «Городские проекты»: Ни в одном городе России в таком масштабе не высаживают деревья на улицу. Это расширение тротуаров, это упорядочение парковки и многие, многие вещи, которые происходят в Москве, – это беспрецедентно для России, это нормально для европейских городов, и то, что это происходит в Москве – это очень хорошо.
Впрочем, не все пешеходы довольны так же, как Илья Варламов. Например, те, кто спотыкается о плитку, положенную бургами, будто здесь могильный холм. Или те, кто снимает и выкладывает в сеть тупиковые ливневки.
Бюджет программы благоустройства в этом году был беспрецедентный – более 42 миллиардов рублей, большая часть суммы ушла проектировщикам, строителям, только на закупку гранита – чуть более 9 миллиардов. Под благоустройство попала 61 улица в центре – ремонтные работы велись почти по всему городу. Еще три миллиарда ушло на озеленение – высадили 4,5 тысячи деревьев и 100 тысяч кустарников. И это еще не все: программа продолжит действие в будущем году.
Обещанные пешеходные зоны озеленили деревьями и добавили освещения: проектировщики старались сохранить исторический вид Москвы. Например, на Пушкинской площади установили фонари разработанные Моисеем Минкусом, лауреатом Сталинской премии. Но вот незадача – от себя добавили новых элементов
Ленара Гадельшина, сотрудник музея «Огни Москвы»: Исторический проект Моисея Минкуса не предполагал вот этой перекладины сверху. Сейчас понятно для чего она здесь – сюда крепятся прожектора подсветки. Это решение неоднозначное, но видимо другого варианта не было…. Больший вопрос вызывают светильники, потому что они не соответствуют светильникам, которые проектировал Моисей Минкус.
Следующим летом начнется новый этап программы «Моя улица», правда, как заверяют московские власти, основные работы уже выполнены и основные улицы никто перекапыватьбольше не будет. Если, конечно, свежая плитка опять не растрескается.
Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ