Мотивы, исполнители и заказчики: три точки зрения на убийство Немцова
В деле об убийстве Бориса Немцова поставлена логическая точка. Вердикт присяжных – виновны – относится к пятерым чеченским военнослужащим. Про одного из них, Хамзата Бахаева, защита потерпевших – семьи Немцова – говорит о недостаточности улик. Но с остальным защита согласна – эти люди действительно убили Немцова в 11:30 27 февраля 2015 года на Москворецком мосту в ста метрах от кремлевской стены. Заур Дадаев, бывший заместитель командира чеченского батальона Север, лично шесть раз выстрелил в Немцова и убил его. За деньги. Остальные – сообщники. Организатором официально считается Руслан Мухутдинов, тоже из батальона «Север», но его нет, он исчез.
По итогам вердикта есть три разных точки зрения на него: официальная, потерпевших и самих обвиняемых. Об этом —Мария Борзунова.
Пока следствие считает, что исполнители убийства Бориса Немцова установлены, адвокаты семьи политика уверяют, что дело нельзя считать раскрытым. На этой неделе присяжные признали виновными и не заслуживающими снисхождения всех пятерых подсудимых по делу об убийстве Немцова. Обвинение считает, что исполнителями убийства являются 5 человек, в числе которых непосредственно киллер, боец чеченского батальона «Север» Заур Дадаев. По версии следствия, кроме них в преступлении участвовал сослуживец Дадаева — Беслан Шаванов, который погиб во время задержания. Сразу после задержания в убийстве Бориса Немцова признались сам Заур Дадаев и один из задержанных — Анзор Губашев. Однако уже в суде все свою вину отрицали, а Дадаев заявил, что дал показания под давлением.
Адвокаты семьи Немцова считают, что на скамье подсудимых действительно находятся исполнители убийства Немцова. Однако предполагаемого организатора преступления — водителя Руслана Мухудинова — сторона Немцова склонна причислять также скорее к исполнителям. Следствие же считает Мухудинова организатором. Сейчас он находится в розыске. Подсудимые на следствии говорили, что деньги за убийство Немцова им обещал некий «Русик». Адвокаты семьи Немцова считают, что Мухудинов — обычный водитель, а истинным организатором может оказаться другой Руслан — Геремеев, который так и не был допрошен. На связь подсудимых с заместителем командира батальона «Север» указывают материалы дела.
В процессе совсем не обсуждался мотив преступления. Официальная версия следствия - это убийство по найму, но и это не было подкреплено весомыми доказательствами. Подсудимые говорили, что тот самый «Русик» — по версии следствия Мухудинов — обещал 15 миллионов на троих за убийство Немцова. Но даже тогда отказывались считать это убийством по найму, тем более, в итоге они эти деньги не получили. По словам Дадаева и Губашева, они убили Немцова за то, что он оскорбил пророка Мухаммеда.
В суде же все подсудимые вину не признали, Дадаев сказал, что не знает, кто такой Немцов, а Анзор Губашев назвал убитого политика мужественным человеком. Религиозный мотив в суде не обсуждался. Но в него не верили и адвокаты семьи Бориса Немцова. Они считают это убийство политическим и хотели, чтобы оно расследовалось как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ