Разборки в духе девяностых, праздники с зеленой головой и снос «гадюшников»
При Сергее Капкове Парк Горького стал символом, если не протеста, то хотя бы желания жить хорошо. С тех пор Парк Горького совершенно не испортился, разве что народу стало очень много, но символом быть перестал. Москва стала чистой, почти блестящей. Вместо ларьков, собственники которых, по выражению мэра города, прикрывались липовыми бумажками, — сияют плитка и станции метро, вместо грязевой жижи на Садовом кольце — деревья, обернутые в картон, вместо старых прогнивших шпал — новая железная дорога. Раскрашенные под древнегреческий орнамент новые автобусы пахнут практически Парижем и Амстердамом. Город стал чище и опрятнее, но в нем все по-прежнему решают за его жителей. Как у Жванецкого получилось: «Мы купили цветной телевизор. Что жить стало лучше? Нет — смотреть стало лучше».
Алексей Коростелев — о том, как менялась Москва в 2016.
Вместо коворкингов и велодорожек — вечная ярмарка выходного дня. Вот такие яркие гирлянды и разукрашенные домики весь год превращали Москву в один большой фестиваль — то варенья, то кино.
Пожалуй, самым запоминающимся стал фестиваль «Московская весна», ну, помните, зеленую голову, она стояла здесь, на Театральной площади, и взбудоражила буквально весь фейсбук. Тогда мэрия от взбудораженных москвичей перенесла зеленую голову ко МКАДу, и на ее месте сейчас стоят новогодние декорации, которые от летних, по сути, мало отличаются. И сейчас все это великолепие называется «Путешествие в Рождество».
Конечно, все это великолепие вечного праздника выходит москвичам в копеечку. Одни только весенние праздники с зеленой головой обошлись в более чем 240 миллионов рублей. А «Путешествие в Рождество» и 11 следующих фестивалей до 2018 года будут стоить около 600 миллионов рублей. В то время как год назад зимний праздник стоил около 200 миллионов.
Финансовые скандалы тоже были. Крики о нелепой зеленой голове дополнились расследованием партии «Яблоко» о контрактах, которые мэрия заключала с одной и той же фирмой, ею владела дочь актера Евгения Герасимова, который долгое время работал в Мосгордуме. Но скандал быстро утих, и на смену этим компаниям пришли две другие: ООО Пряник и «МФ-Групп». О них неизвестно практически ничего, но, видимо, со следующего года они также продолжат добрую традицию московских фестивалей.
По сути, главным распорядителем денег на веселье стал Департамент торговли и услуг и его руководитель Алексей Немерюк, он пришел на смену Департаменту культуры времен Сергея Капкова. Эта замена связана с тем, что теперь праздники проходят не в парках, как это было при Капкове, а на центральных улицах города, и занимаются в основном на этих праздниках торговлей.
Но Департамент торговли и услуг — это не только праздничное настроение круглый год. Пожалуй, самый громкий московский скандал произошел тоже на поляне Алексея Немерюка, в ведении которого находится московский «Ритуал» — это побоище на Хованском кладбище
Драка, переросшая в перестрелку в духе разборок девяностых, 200 человек участников, двое погибших. До сих пор не до конца ясно, кто и что не поделил, но самая распространенная версия — работников-таджиков хотели обложить данью выходцы с Северного Кавказа.
В 2016 году в Москве появился еще один вид транспорта. Возрожденная кольцевая железная дорога, по которой пассажирские поезда в последний раз ходили еще при Сталине, стала главной PR-победой московской мэрии — к МЦК придраться невозможно — ни с точки зрения траты-эффективность (таких вопросов даже не возникало), ни с эстетической точки зрения. Пассажиропоток сравним с метро, поезда новые, и Москва на малом кольце железной дороге выглядит по-другому.
Но транспортные проблемы из Москвы не ушли — пробки и платные парковки продолжают дополнять друг друга. Более того, платные парковки уже доходят до МКАДа, к новому году улиц с паркоматами стало на 600 больше, а внутри Бульварного кольца цены выросли до 200 рублей.
Но даже платные парковки больше не будоражат москвичей, протест практически сошел на нет, и даже многие жители даже спальных районов, как бы парадоксально это не звучало, поддерживают действия мэрии. Единственная большая более-менее акция протеста прошла в этом декабре здесь, на Пушкинской площади, пришли не больше 500 человек, и в основном это были коммунисты.
А за полгода до этого, наверное, каждый москвич на пути к Пушкинской площади по Тверской спотыкался о другой московский проект — «Моя улица» — это глобальная реставрация всего центра города, шла она все лето, и делала это время года еще более душным, пыльным и громким.
И такое лето ждет москвичей в следующем году и в следующем за ним. Стоит вся программа 2,5 миллиарда рублей. «Моя улица» — личный проект Сергея Собянина, успехи или неудачи будут связаны только с его именем, были даже подозрения, что предвыборное лето с бесконечным ремонтом могут подкосить «Единую Россию» на выборах в Госдуму. Но этого не произошло — улицы сданы в срок, а партия власти укрепила свою власть дополнительными местами в парламенте.
Вместе с отбойными молотками активно работали и экскаваторы,_ они сносили «гадюшники», так бывший глава администрации президента Сергей Иванов называл палатки и ларьки. А мэр города Сергей Собянин считал, что эти палатки и ларьки отбирают Москву у москвичей, и решил город людям вернуть, постановив снести все эти палатки и ларьки. И таким образом в одну февральскую ночь отсюда, от станции метро Чистые пруды исчезли все палатки с шаурмой.
А главный в сносе опять Департамент торговли и услуг Алексея Немерюка. Всего было три волны сноса — февраль, август, декабрь. Но вместе с палатками с шаурмой сносили целые павильоны, владельцы которых кидались под ковш, размахивая документами о праве на собственность. Так, например, произошло во время сноса знаменитой пирамиды на Пушкинской площади.
В 2016 году Москва стала другой. Как будто за год или даже за пару лет она превратилась из города для хипстеров, неравнодушных граждан и прочего креативного класса, которым его пытался сделать Сергей Капков, в город для простого россиянина, или для туриста, который приезжает в Москву исключительно по праздникам. Вот и получился праздник, который всегда с тобой, причем довольно популярный. Вот очередь на ледяную горку, которая сопоставима по масштабам разве что с очередью на выставку Серова.