Министр из личной охраны. Какое МЧС получил Зиничев и кого Путин назначит после его смерти

10/09/2021 - 22:15 (по МСК) Богдан Бакалейко
Поддержать ДО ДЬ

Неожиданно в результате несчастного случая погиб член российского правительства, глава Министерства по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев. 10 сентября сначала с ним простились в Москве, потом похоронили в Петербурге. Владимир Путин явился на прощание. Для него это большое личное переживание — Зиничев близкий к нему человек, почти десять лет простоял за его спиной как личный охранник. Именно поэтому Зиничев и стал главой МЧС. Среди своих охранников Путин рассадил на государственные посты не одного Зиничева: Алексей Дюмин сначала дорос до замминистра обороны, а потом как губернатор получил Тульскую область. Дмитрий Миронов получил Ярославскую область. Путин также собирался посадить Сергея Морозова, еще одного своего охранника, на Астрахань, и тот даже просидел там несколько месяц как исполняющий обязанности, но внезапно — очевидно, это было чрезвычайное решение — был снят незадолго до выборов. Писали, что он злоупотреблял своим положением и слишком уж развязно отдыхал, а компромат разумеется лег на стол Путину. Но Зиничев не из таких. Он вообще единственный из путинских назначенцев, который сам попросился в отставку с губернаторского поста через два месяца после того, как стал губернатором Калининградской области. В нынешних российских реалиях это заслуживает уважения. Но доверие к Зиничеву Путин не потерял: сначала пересадил его в ФСБ — заместителем директора — а потом поставил на МЧС. То, как личная охрана становится источником кадров — мрачная иллюстрация заката путинского правления, даже если оно продлится еще десятилетия. Богдан  Бакалейко — о том, что представляет из себя МЧС сегодня. 

«17 апреля 1991 года пригласили и сказали: „Есть такая штука, как российский конкурс спасателей. То есть конкурс есть, но названия нет, спасателей тоже нет, а вам предлагается стать их начальником“», — вспоминал начало истории МЧС Сергей Шойгу в программе «100 вопросов взрослому». 

Ведомство, которое создавал и возглавлял строитель Шойгу, никогда не служивший в армии, практически сразу стало наполняться военными. В 1991 году Министерство обороны передали в МЧС почти 10 000 человек.

«„Это бы идея Павла Грачева [на тот момент первого замминистра обороны], если бы у меня была Гражданская оборона, я бы тоже ее кому-нибудь спихнул“, — говорит Шойгу. По его словам, техника в переданных войсках была разукомплектована на 67%: „Все было разворовано, продано и пропито. В машинах не было радиаторов, лобовых стекол, головок блока. А из всей переданной авиации взлететь смог только один вертолет — и только один раз“», — передает слова Шойгу газета «Ведомости». 

По воспоминанием, Шойгу потребовалось три года, чтобы наладить и укомплектовать эти войска. Набирали среди бывших афганцев, бойцов «Альфы» и «Вымпела». Иными словами, из тех, кто не попал в армию. После распада СССР там были массовые сокращения. Зато в дальнейшем отряд Шойгу помогал ему в политике. В частности в 1993 году ему звонил Егор Гайдар с просьбой:

«Он позвонил ночью и сказал: „Сергей, ситуация такая, что сейчас могут начаться крупные погромы в Москве, здесь на Пушкинской площади. Если ты сможешь, если понадобится, ты выделишь тысячу автоматов?“. Я ему сказал: да», — сказал Шойгу на пресс-конференции в 2011 году. 

После Гайдар настоял, чтобы Шойгу присвоили звание генерала-майора. Параллельно МЧС участвовали в гуманитарной помощи во время боевых конфликтах 90-х. Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Ингушетия и Таджикистан — Шойгу был везде.

В 2001 году в состав спасателей перешла и пожарная охрана, которая раньше была в структуре МВД. В советское время пожарные также комплектовались из военных. К окончанию своего 22-летнего руководства, состав МЧС насчитывал 290 тысяч человек.

Менялась и форма МЧС. Пожарных переодели из зеленой формы в синюю. А последующий глава ведомства Владимир Пучков попробовал заменить фуражки на береты, что очень не понравилось пожарным.

«Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,— сказал «Ъ» пожарный, просивший не упоминать его имени.— Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства». 

Владимир Пучков недолго продержался министром. И хотя всю свою карьеру он провел в МЧС, рядовые спасатели им были недовольны. Он сильно сократил штат, упразднил региональные центры, кроме того при нем было практически невозможно расти по карьерной лестнице внутри структуры. Пожарные не получали должной практики на учениях. Уволили Пучкова после трагедии в «Зимней Вишни».

«У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула — это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал», — также сообщил пожарный «Коммерсанту». 

Исправлять ситуацию позвали на тот момент заместители директора ФСБ Дмитрия Зиничева. Он отменил береты, вернул систему награждений и стал восполнять штат МЧС. В структуре им были довольны. Но трагедия под Норильском все перечеркнула. Теперь для МЧС нужен новый человек, который сможет и с отрядом договориться и будет в доверии у Владимира Путина. Зиничева же со всеми военными почестями похоронили в Санкт-Петербурге.

Другие выпуски