Миллиардерам все страшнее в России и все сложнее на Западе. Как они спасают свои деньги?
Российский бизнес потянулся и из самого Лондона: после дела Скрипалей там, как и обещали, взялись за предпринимателей и, недолго думая, начали с Романа Абрамовича, не подтвердив, насколько можно судить, его британскую визу инвестора. Есть ли намерения у Абрамовича что-то доказывать, неизвестно, зато известно, что он получил Израильский паспорт, позволяющий въезжать и жить в Британии. И уже даже появились сообщения, что Абрамович продает «Челси». Корреспондент Дождя Маргарита Лютова — о муках российского бизнеса.
2018 — тяжелый год для российских миллиардеров. Впервые с момента ареста Михаила Ходорковского бизнесмены из списка Forbes оказываются в СИЗО: братья Зиявудин и Магомед Магомедовы проведут в Лефортово еще как минимум два месяца, решил. Но и олигархи, которые не лишены свободы, лишаются то своего бизнеса, то зарубежного крова. Мы составили инструкцию политического и экономического выживания для российского миллиардера образца 2018.
Уехать, пока не поздно
Кажется, банкиры быстрее всех поняли: если проблемы в бизнесе стали вызывать вопросы не только у акционеров, но и у властей, то надо успеть на самолет, не дожидаясь автозака. На этой неделе Москву покинул владелец O1 Group Борис Минц. Он вместе с семьей уехал в Лондон как раз накануне доследственной проверки из-за проблем ранее принадлежавшего ему банка «ФК Открытие».
Дмитрий Ананьев, еще один банкир, аналогичным образом лишившийся своего «Промсвязьбанка», по данным источников Ведомостей, уже проживает на Кипре и спешно продает оставшиеся в России активы.
Правильно выбрать страну
Уезжать, правда, стало все сложнее. Если дома ждут силовики, то в соседней Европе — санкции. Кипрские банки закрывают счета российским клиентам, а из Лондона и вовсе выгоняют. Визовые проблемы Романа Абрамовича русский Лондон воспринял как предупреждение: спросить об источниках богатства могут не только у владельца футбольного клуба «Челси».
В случае санкций — спросить у государства
Немало и тех, кто не мог бы уехать, даже если бы захотел — новые жесткие санкции США практически способны заменить подписку о невыезде. Взамен бизнес выставляет счет за геополитику: поменьше налогов, повыше тарифы, а иностранных конкурентов и вовсе лучше не допускать до России. Похожие наборы уже запросили Олег Дерипаска, Алексей Мордашов и Виктор Вексельберг. Правительство — в раздумьях.
Продать активы в надежные руки,
Но негативный эффект санкций приходит куда быстрее, чем господдержка. Так что лучше поскорее спасать активы в надежных руках: так Вексельберг продал долю в банке МФК Михаилу Прохорову, а энергетическая Т+ может отойти «Газпромэнергохолдингу».
Придумать, как отменить санкции
«Русал» и N+ Олега Дерипаски обратились не только к российским, но и к американским властям: в июле они хотят предложить минфину США план снятия санкций с себя самих. Ведь ждать содействия в снятии санкций от собственных властей Дерипаске не приходится.
Фото: Dylan Martinez / Reuters