Запрет на мангалы, алкоголь и хороводы: готова ли Россия к майским праздникам
Москва по-прежнему лидер по количеству заразившихся коронавирусм, регионы по-прежнему догоняют. Уже начинает подтягиваться Петербург, значимое число заболевших в Нижегородской области, в Дагестане. Так или иначе, коронавирус уже везде, и самое неприятное, что впереди — улучшение погоды и майские праздники, не случайно онлайн-магазины фиксируют спрос на угли и шампуры. Знаменитые путинские нерабочие дни официально продлены до 11 мая, но сейчас есть очень большие сомнения, что после праздников Москва и остальная Россия смогут начать возвращаться к нормальной жизни. По крайней мере, опыт других стран, к которым эпидемия пришла заметно раньше и которые только начинают облегчать карантины, свидетельствует о том, что придется еще помучиться. Евгения Зобнина — о том, как развивается ситуация в самых тяжелых с эпидемиологической точки зрения регионах и как страна готовится к майским праздникам.
Президент Путин продлил выходные до 11 мая. Никаких больше шашлыков и парадов — только самоизоляция на даче и салют из окна. Майские праздники — рубеж пандемии в России — покажут, как быстро страна выйдет из карантина и выйдет ли вообще.
Санкт-Петербург
Первомай Санкт-Петербург встретил пустым Невским проспектом — это один из символов России на карантине. По индексу самоизоляции «Яндекса» Питер — один из худших городов. 30 апреля его показатель был 2,8 — и для пятимиллионного города и третьего субъекта по числу зараженных — это катастрофа. Власти Петербурга не вводят пропуска и не введут их даже на майские, а только выпускают рекомендации. Так что остается надеяться на сознательность петербуржцев.
При этом больницы города превращаются в очаги заражений. 30 апреля стало известно, что в НИИ скорой помощи Джанелидзе за месяц заболело 111 сотрудников. На карантине институт травматологии и ортопедии имени Вредена: там заразились около 300 человек. Еще закрылись Введенская больница, больница Святого Георгия, 16-й роддом. Хуже всего ситуация в Покровской больнице: там с начала апреля сотрудники жаловались на нехватку всего: от средств индивидуальной защиты до аппаратов ИВЛ. А потом заболел и персонал. Несмотря на это больница продолжает принимать пациентов.
Сергей Кагермазов, корреспондент «Эха Москвы в Петербурге»: В Покровской больнице Петербурга, печально знаменитой, в нескольких отделениях увольняются врачи, либо уходят в отпуск за свой счет, потому что решают, что лучше они будут живы и не будут разносить инфекцию, самое главное. Это отчаянные достаточно люди, они не готовы разносить эту болезнь по городу. Врачи в частных беседах говорят, что вирус расползается по больницам Петербурга, и это неизбежно. Но в то же время надо подчеркнуть, что позиция межведомственной рабочей группы по борьбе с коронавирусом в Петербурге в том, что ситуация под контролем.
Краснодарский край
На майские повышенная готовность в южных регионах. Здесь еще до праздников — красные пропуска между городами и мобильные отряды самоконтроля из казаков. А на каникулах, например, в Ростовской области обещают искать нарушителей изоляции с вертолета. А наученные опытом (когда в стране объявляют выходные, и вся Россия едет в Сочи или Геленджик) власти Краснодарского края распорядились поставить бетонные заграждения у пляжей и набережных и увеличить количество патрулей. Что же, теперь казаков с нагайками на улицах станет еще больше?
Антон Смертин, главный редактор «РБК Краснодар»: Это неоднократно озвучивалось властями. Не их цель выписать, как можно больше, штрафов. Их цель — убеждать людей возвращаться домой. То есть на кого-то это действительно влияет, кто-то, может быть, действительно верит, что мера не слишком серьезная, кто-то считает, что он может сходить погулять, покататься на велосипеде, его это не коснется. Но при встрече с патрулем, естественно, приходится возвращаться. Это не разгон бамбуковыми дубинками, как в Индии, это, скорее, запретительно-просветительская работа, в том числе об опасности коронавируса.
Но Кубань все еще надеется спасти сезон. Туристы — это источник дохода не только для бюджета края, но и для обычных жителей побережья Черного моря. Так что гостей здесь ждут — только не сейчас.
Свердловская и Курганская области
На Урале подготовка к майским зависит от главы региона. В Екатеринбурге, например, с 1 мая ввели только масочный режим — этим и ограничились. А вот в Кургане все ровно наоборот: там запретили продавать горючие вещества и мангалы, чтобы и народ не собирался, и леса спасти от горения. Кроме того, на праздники в Курганской области ввели сухой закон: алкоголь можно купить только 8 мая.
Дмитрий Колезев, шеф-редактор Znak.com: Здесь, конечно, очень многое зависит от личной позиции губернатора. В Курганской области губернатор с начала занял довольно осторожную позицию — имеется в виду, что он максимально жесткие меры вводил, когда было буквально несколько случаев в Курганской области. Ну тут можно спорить. С одной стороны, это правильно, с другой стороны, это сильно вредит бизнесу. Курганская область и так в довольно плохом экономическом положении, наверное, для бизнеса это теперь еще тяжелее.
Нижегородская область
В Нижегородской области еще с начала апреля на передвижение и на въезд в регион нужен цифровой пропуск. Регион — на четвертом месте по количеству зараженных. На прошлой неделе на карантин закрыли Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: там коронавирус нашли у 76 человек. Потому к майским количество пропусков еще сократили: теперь можно делать только один в сутки, а для поездок на дачу — два в неделю.
Алексей Садомовский, нижегородский политик: С самого начала, когда пропуска только ввели, я сразу их делал, и ни разу до сих пор ни у меня, ни у кого-то из знакомых их не проверяли. Поэтому о том, насколько эффективно они работают, я не знаю, как судить. Мне кажется, что это, скорее, психологические мера, а не мера контроля.
Зато разрешили гулять: не дальше 300 метров от дома и не больше часа. Впрочем, все эти ограничения не очень мешают нижегородцам: на этой неделе в соцсетях появилось видео, как в Стригинском бору местные жители водят хоровод. Местное МВД начало проверку, а 1 мая обиженные участники хоровода высказались и дали понять, что им никакие указы о повышенной готовности не писаны.
Республика Башкортостан
В Башкирии список открытых мест, пожалуй, самый внушительный в России: салоны связи, МФЦ, ритуальные салоны, химчистки, автосервисы, строительные магазины, магазины товаров для сада и дачи, запчасти, ткани, детской одежды, товаров для охоты и рыбалки, салоны оптики, адвокаты и нотариусы, парикмахерские. И это на фоне неутихающего скандала в республиканской больнице в Уфе. Там сотрудники, зараженные коронавирусом, требуют расследования вспышки заражений. По их мнению, больница еще в начале апреля стала очагом распространения коронавируса по всей республике.
После этого, как говорят уфимские журналисты, местные Минздрав и Роспотребнадзор стали публиковать больше цифр. Но после случившегося в республиканской больнице, а там обнаружили инфекцию у 170 медиков и пациентов, доверия к властям нет.
Артур Асафьев, корреспондент «Радио Свобода»: У нас власть любит повторять, что история с больницей Куватова нас многому научила. Тяжелый урок был. Да, мне кажется, что здесь имеются в виду не только последствия тяжелые, но и власть это научило... они хотели бы побольше блокировать негативную информацию на другие больницы. Потому что ситуация в таком же размере повторяется в других городах. В Нефтекамской больнице у нас несколько десятков сейчас зараженных.
Республика Дагестан
Совсем дела плохи в Дагестане: там даже не имеет значения, что впереди майские. Республика на пятом месте по числу зараженных, 1 мая о положительном тесте на COVID-19 сообщил мэр Буйнакска. При этом специальных мер в регионе не вводится: главы сел, поселков и городов сами должны решать, что им делать с режимом самоизоляции.
Расул Кадиев, координатор проекта «Институт города»: Никаких специальных мер по сравнению с Российской Федерацией мы не вводим. Наоборот, Дагестан практически сорвал режим самоизоляции, здесь множество причин. Наш глава республики на повторном совещании сказал, что ему президент передал права, а он передает их муниципалитетам. И каждый во что горазд.
Активисты из проекта «Институт города» сопоставили статистику Дагестана с цифрами из Армении, Азербайджана и Грузии. Выяснилось, что российская республика по динамике опередила соседние страны. В Дагестане сложно подсчитать статистику в горных селах, с населением никакой работы не проводилось, никаких пропусков, масок, только в отдельные районы ограничили въезд. При этом сами власти кажутся растерянными: накануне глава МВД Дагестана по видео извинялся перед жителями.
В Карелии на майские откроются бани, в Пермском крае — центры мануальной терапии, в Калининградской области откроют магазины с отдельным входом. А вот в Астрахани строго запретят рыбалку, в Тулу и Рязань можно въехать только по спецпропуску. Слишком много вводных в этой задаче — как выйдет Россия из майских праздников?
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.