Корректор Сечин. Как глава «Роснефти» воюет с журналистами
В апреле этого года газета РБК написала, что президент «Роснефти» Игорь Сечин опасается, что в ходе приватизации компании блокирующий пакет перейдет к компании BP и, чтобы этого не случилось, попросил правительство подредактировать правила продажи акций. Игорь Сечин посчитал, что его личной репутации нанесен ущерб и подал иск в суд к РБК и журналистам. Сумма иска рекордная — 3,49 миллиарда рублей. И это не первый случай, когда Сечин нападает на журналистов: другие примеры — в материале Дарьи Полыгаевой.
На протяжении последних двух лет Игорь Сечин, как правило, подавал иски к деловым СМИ с единственным требованием ― удалить ту или иную публикацию.
В 2014 году поводом для обращения в суд стала колонка Кирилла Харатьяна о влиянии главы «Роснефти» на экономическую политику России. Автор писал, например, что Сечин фактически может не отвечать за свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя. Представители «Роснефти» подали иск о защите чести и достоинства и потребовали опровергнуть материал. Издание настаивало, что недостоверной информации в тексте нет, так как автор лишь выражает собственное мнение, но суд встал на сторону Сечина. Колонку в итоге опровергли.
Не устроили главу «Роснефти» и подсчеты его годового вознаграждения от журнала Forbes. Издание оценило его в 50 миллионов долларов за 2012 год. Представители Сечина признавали: в чистом виде все эти сведения не порочат честь и достоинство истца, но неприятно, когда о тебе говорят неправду. Тем не менее суд встал на их сторону и обязал Forbes опровергнуть материал.
Два года спустя «Роснефть» снова пошла в суд против газеты «Ведомости». На этот раз поводом для недовольства стало расследование о доме семьи Сечиных в Барвихе за 100 миллионов долларов. Причем требования главы «Роснефти» стали жестче ― не только удалить публикацию, но и уничтожить остатки тиража с расследованием. Суд удовлетворил и их.
Наконец, один из недавних ― иск к «Новой газете» за статью о яхте «Принцесса Ольга». На ней, как утверждает издание, много раз отдыхала супруга главы «Роснефти» Ольга Сечина. Стоимость недельной аренды яхты ― 1 миллион долларов. Истец требует удалить материал и опубликовать опровержение. Заседание по этому делу должно пройти 10 октября.
Выходит, что требование взыскать 3 миллиарда с РБК беспрецедентно ― Сечин впервые настаивает на выплате денег с журналистов, тем более такой крупной суммы. Хотя похожие примеры были в истории российских СМИ. Так, газету «Коммерсант» в 2004 году суд обязал заплатить более 300 миллионов рублей «Альфа-банку» за статью о проблемах этой коммерческой структуры. Издательский дом перечислил сумму на счета приставов, но позже суд снизил размер компенсации до 40 миллионов. В итоге «Альфа-банк» вернул «Коммерсанту» переплаченные 270 миллионов.
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ