Никогда еще сельское хозяйство России не было так близко к провалу. Именно так, как будто специально застав Владимира Путина между картошкой и яблоками, 12 марта 2018 года началась эпопея с наказанием шпиона-перебежчика, которой было суждено войти в историю как самой громкой и самой провальной операции российских спецслужб. Разберитесь сначала? Англичане разобрались, и ровно через полгода — день в день — наступила кульминация: 12 сентября Владимир Путин лично позвал в государственный эфир бизнесменов средней руки Боширова и Петрова, также известные как — «мы их знаем, ничего там криминального нет».
И уже скоро пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков настолько устанет отвечать на вопросы про героев России Мишкина и Чепигу, что просто скажет всей мировой прессе: хватит, я больше не буду комментировать эту тему. Наш магазин закрыт.
Перед тем, как стать двойным агентом, Сергей Скрипаль делал карьеру в советской военной разведке и убивал людей еще в Афганистане в начале 80-х. Когда Союз рухнул, Скрипаль обиделся и посчитал, что Горбачев и Ельцин предают его идеалы. Британский журналист Марк Урбан в своей биографии Скрипаля так и пишет: «Он переживал и боролся с эмоциями из-за той клятвы верности, которую дал, еще будучи молодым солдатом. Все ли еще она в силе теперь, когда СССР, страна, которой он клялся в верности, исчезла в хаосе?» Так действует ли данная им присяга? Ответ нашелся довольно быстро, и в 1996 году Скрипаль был завербован в Мадриде британской разведкой.
Удивительно, но в совершенно других обстоятельствах и по другому поводу — больше того, находясь по другую, скажем так, сторону баррикад — в той же логике рассуждал и Владимир Путин, когда в марте 2014 года присоединял Крым к России. Россия отказалась от претензий на Крым в обмен на свой ядерный статус по Будапештскому меморандуму 1994 года, но в Украине, объяснял Путин, произошел государственный переворот, а раз так — теперь это другое государство, и ему Россия ничего не должна. В общем, в обоих случаях — хотя и безусловно совсем разных — вроде было нельзя, но очень хотелось и стало можно. Скрипаль действительно сдавал российских агентов британской разведке — за деньги. А Владимир Путин самым тяжелым пороком всегда считал предательство и раз уж взялся за гуж, лично разъяснил широкой публике смысл наказания Скрипаля. И, по сути, косвенно признал, что это дело рук ГРУ.
После того, как Путин призвал Боширова и Петрова показаться на свет божий, спецслужбы организовали встречу года — их интервью Маргарите Симоньян. С этим интервью исчезли последние сомнения: это два сотрудника ГРУ изображают геев, которые рванули оторваться под солсберийским — «солсберецким» — шпилем, а на следующий день вернулись, чтобы завершить дело. Они еще хотели добраться до Стоунхенджа, это недалеко, но не смогли из-за снежной бури.
Очевидно, работая над сценарием, специалисты ГРУ изучали трудовую биографию современника и хорошего приятеля Шекспира, Кристофера Марлоу, знаменитого драматурга, поэта и, как считается, хотя это не доказано, гомосексуала, а также шпиона и сотрудника КГБ при королеве Елизавете. По крайней мере, когда после учебы его хотели лишить университетской степени, Тайный совет ее величества сообщил ректору, что мистер Марлоу находился на важном государственном задании. Официально Марлоу погиб во время пьяной потасовки в таверне — о, знаем мы эти потасовки, — но есть версия, что он остался жив и известные нам пьесы Вильяма нашего Шекспира написал ни много ни мало Кристофер Марлоу. И все это, заметим, когда знаменитый солсберийский шпиль и другая средневековая готическая красота уже 150 лет как возвышается над Европой.
Но если сам Шекспир — это возможно Кристофер Марлоу, шпион и гомосексуал, то кого удивит, что Боширов и Петров — это герои России Чепига и Мишкин. Анатолий Чепига закончил дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, и получил звание героя, как утверждается, за боевые действия в Крыму в феврале 2014 года. В общем. Он, конечно, лидер экспедиции и брутальный тип: все на опыте, мускулах и волевых качествах.
Петров, он же Александр Мишкин, закончил военно-медицинскую академию имени Кирова в Петербурге, тоже получил звание героя России за Украину, но это другой тип и другой характер: военный врач, ученый-интеллигент, немножко растяпа, стрельбе из базуки не обучен, но абсолютно незаменим в дальней дороге, особенно если речь идет о работе с духами «Нина Риччи» и другими боевыми лекарственными препаратами. И единственный живой, натуральный момент в интервью бизнесменов средней руки Боширова и Петрова наступает, когда слово берет Петров и рассказывает про новый тренд в фитнесе на ЗОЖ и ПП.
ПП — это правильное питание. ППП — это правильное питание от Петрова. В общем, это Александр Петров аккуратно и в нужной пропорции разведет необходимое снадобье и при необходимости первым обнаружит африканскую муху цеце пока остальные путешественники уверены, что все еще бредут по кокаиновым боливийским джунглям.
Петров и Боширов не признались в том, что они Мишкин и Чепига, но их никто и не спрашивал, а официальных Мишкина и Чепигу так никто с тех пор никогда и не видел, да и Петров с Бошировым попросили их больше не беспокоить и растворились в воздухе. Они не найдутся в Думе, как там нашелся Андрей Луговой после того, как в 2007 году его обвинили в отравлении полонием бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко. Они не будут изучать бады и микроэлементы в швейцарских аптеках. Они уже исчезли как шпион ее величества Кристофер Марлоу, и фотографии с камер наружного слежения в Лондоне и Солсбери, интервью Маргарите Симоньян да многозначительная улыбка Путина — вот и все, что от них осталось.
В каком-нибудь другом мире их, вероятно, не было бы вообще, потому что зачем — это главный вопрос — зачем прямо перед президентскими выборами в России и Чемпионатом мира по футболу устраивать химическую атаку на чужой территории, а потом еще и демонстративно, с вызовом, полностью разоблачиться, обрекая себя на новое противостояние и новые санкции, а работу секретной разведки — на смех, анекдоты и издевательства?
Но к 2018 году этот вопрос, вероятно, потерял смысл: внешняя разведка превратилась в непаханое поле шириной от Черногории и Амстердама до Лондона и Вашингтона, и здесь, как и в любой большой отрасли народного хозяйства, бывают свои поломки и неурожаи. По данным «Левада-центра», только 3 процента российских граждан соглашаются — публично, — что Скрипалей отравило ГРУ. А остальные как будто гордо повторяют вслед за Владимиром Путиным: да, это мы, но вы а) ничего не докажете; б) ничего не можете с этим сделать.