Интернет активно обсуждает расследование ФБК Алексея Навального про «яхты, олигархов и девочек». Настя Рыбка, которая невольно запустила этот процесс, буквально за пару дней стала медийной личностью. О том, что судьба «девушки из сферы эскорт-услуг» значит для российской действительности — колонка Михаила Фишмана.
Теперь никуда не деться от шуток про государыню Рыбку и разбитое корыто, с которым останется российское общество, когда Алексей Навальный в очередном расследовании уличил в коррупции человека, похожего на высокопоставленного члена правительства. Последнее расследование оказалось веселее предыдущего: тут вам и олигархи, и чиновники, и яхта, и секс, и даже Белый Дом с Пентагоном. Плюс цитаты из бульварной литературы, из которой можно больше узнать о нравах нынешнего двора, чем на закрытых брифингах в Кремле или экономическом форуме в Петербурге. Pulp Fiction побеждает по обе стороны политического спектра.
После того, как из Кремля ушел Владислав Сурков, провластная молодежь потеряла смысл и целеполагание — как принято говорить: политическое оформление. Теперь это самодеятельность, в которой логики не ищи, и уже непонятно, то ли героиня расследования Навального разоблачает его самого, то ли вместе с ним коррупцию в крупном бизнесе и правительстве, то ли просто идет по жизни смеясь, в направлении шоу «Пусть говорят» на «Первом канале». А, возможно, не делает ни того, ни другого, ни третьего.
Эта история из тех, что вызывают больше вопросов, чем ответов. Не про то, что делает крупный чиновник на чужой яхте — тут как раз все понятно, — а на грани конспирологии: почему служба безопасности олигарха все это допустила? Что это вообще за люди, которые так легко проникают в такие дорогие каюты? Наконец, почему — как в книжке: по удивительному совпадению, все мои враги среди гвардейцев кардинала, только наоборот — почему в расследованиях Навального так часто фигурируют члены правительства, начиная с премьер-министра, и так редко — серьезные ребята, которые решают важные вопросы, если не в в погоне за норвежским лососем, то где-то между президентским бассейном и президентской же баней? Потому что они оставляют больше следов? Потому что Игорь Сечин тоже набил в руку в антикоррупционных расследованиях в отношении членов правительства?
Ответы тоже есть, только на другие вопросы. Олег Дерипаска все опровергает, хочет подать в суд на Алексея Навального и заявляет, что «намерен жестко пресекать любые попытки по созданию и распространению лживого информационного потока, используя все юридические возможности». Героиня расследования и по совместительству начинающий литератор сначала обвиняет своих попутчиков в групповом изнасиловании, а потом объясняет, что это была шутка, хотя не смешно ни ей, ни нам, ни уж тем более охотникам на лосося. Российский хэштег #metoo хмыкнул и в очередной раз превратился в пшик и в насмешку над самим собой еще до того, как его успели распространить в соцсетях.
И в этом — большой смысл всей этой нелепой, если не верить в теорию заговора, и довольно грустной истории. И баня рядом с бассейном в ней играет важную роль. Есть какое-то угрюмое равновесие в том, что никого и ни с одной стороны, включая и потерпевшую, вообще не беспокоят вопросы человеческого достоинства. Скандала нет не только по аппаратно-политической линии — Кремль не комментирует, правительство не комментирует, — и мы к этому все привыкли.
Ни у кого нет никакого желания обратить внимание на такое рутинное обстоятельство политической и общественной жизни, что в ней место для женщины зарезервировано либо в бане, либо на яхте, либо на приеме в Кремле по случаю 8 марта, либо на трибуне съезда с наказом дорогому руководителю от членов профсоюза на предприятии. Даже женой уже быть непросто и мало у кого получается — особенно с тех пор, как развелся бывший, настоящий и будущий президент России. Люди, которые уже десятилетиями управляют Россией и устремляют нас в будущее, на глазах превращаются в стариков. Яхта и баня для них уже больше, чем удовольствие — скорее, это такое буквальное подтверждение, что они еще способны держать в руках руль и решать вопросы. Там они и решаются, и это уже давно не считается не только неприличным, но даже и оскорбительным.
Фото: @nastya_rybka.ru / Instagram
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.