Дорогой Брежнева. Что значит новый экономический указ Владимира Путина о целях к 2030 году
В России планируют полностью снять ограничения из-за пандемии коронавируса к февралю следующего года, в этом году власти собираются потратить почти два триллиона рублей на меры по поддержке экономики. Но уже начиная с 2021 Министерство финансов предлагает сократить расходы, в том числе даже на оборону. Михаил Фишман — о том, какие экономические цели ставит перед страной Путин после эпидемии, а также чем они отличаются от амбиций последних 20 лет.
Вместо арестованного Фургала президент Путин отправил в Хабаровск депутата от ЛДПР Михаила Дегтярева, в миру больше известного тем, что он ходит в баню с Владимиром Жириновским, а в бане Жириновский любит заглядывать в рот своим соратникам. Так что можно сказать, что это дареному коню в зубы не смотрят, а Дегтяреву — очень даже, впрочем, это смотря кто. Хабаровск не Жириновский. Жириновский, можно сказать, в свое время приобретал Дегтярева на свои, на кровные, а Хабаровску это подарок от президента, так что извините, уж какой есть.
Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев: А вот так выйти к группе товарищей по требованию... Ну что это такое? Это неуважение ни ко мне, ни к президенту, за которого большинство россиян проголосовало. Ни в первую очередь к себе. Вот те, кто так делает, они себя не уважают!
Как говорят на Руси, кто тебя поставил — тот тебе в зубы и смотрит. Хабаровск — идеальный пример противостояния власти и общества, хотя, казалось бы, власть должна отражать интересы этого общества. Парадоксальная ситуация: губернатор Фургал утратил доверие президента, но не утратил доверие своих избирателей, а исполняющему обязанности Дегтяреву наоборот — президент доверяет, а хабаровчане не очень. Вот такая дилемма российского федерализма на четвертом сроке Владимира Путина. Традиционно эту дилемму власть в России решает двумя путями: кнутом и пряником, репрессиями и подарками. Первые взмахи кнута хабаровские активисты уже услышали, но и без подарков не обошлось. Перед отъездом президент Путин вручил Дегтяреву кулек с гостиницами.
Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев: Вчера также мы говорили по телефону с премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Вы знаете, что в очень непростой ситуации и наш край, и, в принципе, вся страна. Доходы бюджета, выпадающие в этом году, очень серьезные. Михаил Владимирович нам сразу же 1.3 миллиарда пообещал.
Что такое 1.3 млрд рублей для Хабаровчан? С одной стороны, это почти столько же, сколько край уже получил от Минфина в апреле, после того, как Путин распорядился выделить регионам 100 млрд антикризисной поддержки и Хабаровску досталось 1.7 млрд. Вот он, секрет успеха: если центр готов на подкуп, значит, с центром можно и торговаться. Хватит стоять в очереди на «Прямую линию» с президентом в ожидании, что он позовет тебя на кремлевскую елку — выводи людей на улицы и удвой свой бюджетный трансфер прямо сейчас.
С другой стороны, 1.3 млрд — это по 1000 рублей на каждого жителя края. То есть, копейки. Как говорил в похожей ситуации Шарапов, спасибо тебе, папаша, за щедрость и доброту твою спасибо — 20 бутылок водки смогу купить. Вот вам еще по 10 000 рублей на ребенка, и голосуйте за Конституцию. Но, во-первых, судя по этому плакату, не все хабаровчане готовы утешиться гостинцами, которые привез с собой Дегтярев. А во-вторых, в России 85 регионов, и из них так называемых доноров — единицы. И никакими субвенциями, трансфертами и подарками не получится победить накрывающую Россию тяжелую бедность.
Центральный банк провел исследование, и оно подтверждает то, что мы и так видим вокруг: безработица — средний класс теряет работу, а из доступных вакансий — кассир в «Пятерочке». «Безработица переходит в хроническую фазу — доля не имеющих работы более двух месяцев заметно растет, менее двух месяцев — сокращается», — пишут авторы доклада. И вот еще:
Отчет Центрального банка, июль 2020: В июле доля респондентов, которым приходилось тратить сбережения, достигла максимального уровня — 32%, увеличившись за прошедшие полмесяца на 5 п.п. Также выросла доля исчерпавших все сбережения, составив в июле четверть от тративших сбережения (8% от всех опрошенных). Процент не тративших сбережения к июлю стал минимальным – 28%. У 38% опрошенных сбережения вообще отсутствовали.
38,8 — это 46%. К завершению объявленного Владимиром Путиным режима нерабочих дней — всем пива за счет заведения — в режим выживания перешла практически половина российских граждан. 10 из 20 путинских лет — половина того срока, который он уже руководит страной, и треть того срока, который эта страна существует в принципе, — эти 10 последних лет в экономическом смысле просто выкинуты в мусорное ведро. При средней цене на нефть с 2010 по 2019 год более 77 долларов за баррель — более комфортного десятилетия с точки зрения сырьевой конъюнктуры Россия просто еще не знала. Для примера: это почти вдвое выше средней цены нефти за период с 2000 по 2009 год. И даже если учесть жесткий кризис этого года, связанный с эпидемией, — допустим, 35 долларов за баррель в этом году, — все равно средняя цена с 2010 года окажется выше 73 долларов. И Минфин уже готовит секвестр бюджета на следующие три года, включающий в себя беспрецедентный шаг — 5%-ное сокращение расходов на оборону.
Издание Finanz.ru, 21 июля 2020: Сокращение расходов запланировано для более чем 50 статей бюджета, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств... Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн рублей, в 2022-м — 1,892 трлн рублей, а в 2023 году — в 1,364 трлн рублей. В сумме за три года поток бюджетных денег в экономику уменьшится на 4,684 триллиона рублей, или 4,2% ВВП. Это почти полностью компенсирует все деньги, которые будут выделены на план восстановления экономики в 2020 году (5 трлн рублей).
Да-да. Как говорится, бог дал, бог взял. Даже те более чем скромные на фоне западных стран антикризисные вливания в экономику этого года просто не будут в нее вложены в течение следующих трех лет. Да, речь не идет о сокращениях пенсий и зарплат в бюджетном секторе, но это значит, что экономика лишится огромных средств, которые работали бы на повышение спроса и экономический рост.
Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов: Не было необходимости, потому что у правительства действительно были большие траты, которые по сравнению с другими странами — не такие уж потрясающе большие, — связанные с кризисом. У правительства до сих пор есть и была возможность, и они ею пользуются, взять деньги в долг и как бы «размазать» выплату этого долга на долгие годы вперед. Зачем резать таким образом, что в ближайшие три года это компенсировать? Совершенно непонятно. Особенно учитывая то, что следующий год, когда уже собираются урезать, будет достаточно восстановительный рост, и мы, скорее всего, еще не вернемся на уровень начала 2020 года — конца 2019 года, поэтому это зарезание бюджета существенно подрежет скорость восстановления. Этот секвестр, скорее всего, очень сильно затормозит выход из кризиса, и с макроэкономической точки зрения он совершенно не оправдан.
Секвестр удивляет экономистов, причем предполагалось, что под нож на все три года пойдут и оклады чиновников, — а это одни из самых больших окладов в стране, — но кто ж себя обидит? Журналисты «Открытых медиа» уже пишут, что заморозка индексаций коснется только 21 года, а потом эти вычеты будут компенсированы. Меж тем премьер-министр настаивает, что для комфортной жизни денег конечно хватит:
Премьер-министр Михаил Мишустин, в эфире программы «Вести», 23 июля 2020: Я хочу заверить всех, что макроэкономическая стабильность, доходы, которые были собраны до этого во все уровни бюджета РФ, позволяют нам себя чувствовать очень комфортно и стабильно.
Очень комфортно и стабильно. Ну слава богу, а то мы нервничали. Премьер имеет в виду средства ФНБ, где по-прежнему лежат восемь трлн рублей и который запрещает тратить Владимир Путин, потому что вдруг нефть упадет опять, а Хабаровсков будет уже не один, а 20, — и что ему тогда делать? Просто надо понимать, что имеется в виду под комфортностью и стабильностью — это не значит, что Россия будет комфортно жить, это значит, что президент исполнит бюджетные обязательства. При этом сам премьер уповает на продолжение цифровизации и на развитие внутреннего туризма. Внутренний туризм — вот национальная идея и рычаг, которым Михаил Мишустин поднимет российскую экономику, как Архимед землю.
Премьер-министр Михаил Мишустин, в эфире программы «Вести», 23 июля 2020: Я считаю, что национальный проект «Туризм» — это ответ на те вызовы, которые на сегодняшний день в том числе поставила пандемия.
Внутренний туризм — это не только экономический, но и психологический проект, нацеленный на повышение самооценки и получение удовольствия от жизни.
Премьер-министр Михаил Мишустин, в эфире программы «Вести», 23 июля 2020: Ну и открыть свою страну для себя в этом смысле будет здорово, потому что у нас есть замечательные места, курорты.
Доктор, у меня высокая температура и все болит, что мне делать? Так откройте рот, скажите «а», давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. Поставьте себе вечером концерт Шопена для фортепиано с оркестром, это очень хорошая музыка.
Так же будет разработана федеральная целевая программа: от внутреннего туризма к внутренней эмиграции — как перестать бояться и привыкнуть к жизни в трудовом лагере. Развивая такой подход, министр культуры Ольга Любимова уже заявила, что сейчас, когда в стране откроются кинотеатры, решено отложить релизы тяжелых драм, а пока в прокат выйдут «простые и светлые фильмы». Поймите меня правильно: внутренний туризм — это замечательно, но и он навряд ли сдвинется с места, а если и сдвинется, то это не спасет российскую экономику, которая стагнировала, а теперь летит в тартартары со скоростью минус 5% ВВП в 2020 году. Впрочем, это вопрос акцентов. Советская власть тоже умела прикрывать свою неспособность добиться обгоняющего экономического развития тяжелой непредвиденной конъюнктурой. Тут большого ума не надо.
Леонид Брежнев, ХХVI (26-й) съезд КПСС, 23 февраля 1981: Решать созидательные задачи в последние годы нашим странам приходится в осложнившихся условиях. Сыграли свою роль ухудшение мировой экономической конъюнктуры, резкие скачки цен.
Михаил Мишустин моложе и бодрее Леонида Брежнева. Но он точно так же объяснял в своем отчете перед депутатами Государственной Думы: страна стояла на пороге экономического прорыва, мы уже раскачались и почти взлетели, но тут появился коронавирус и все испортил. Впрочем, это не значит, что прорыв не состоялся вообще — состоялся, технологический: премьер читал текст не по бумажке, а по телесуфлеру. Это и стало главной новостью выступления премьера в Думе. А вы говорите, Россия стоит на месте. Брежневу и не снилось.
Премьер-министр Михаил Мишустин, в эфире программы «Вести», 23 июля 2020: Все это создавало хорошие предпосылки для рывка. Однако в начале года мы столкнулись с мощнейшим вызовом — новой коронавирусной инфекцией.
Действительно, секвестр бюджета плохо сочетается с национальными проектами по развитию экономики до 24 года, которые были анонсированы майским указом Путина после его инаугурации в 18 году. С другой стороны, после обнуления президентских сроков и времени на раскачку прибавилось. У Владимира Путина и всей российской власти теперь другой временной горизонт.
«Первый канал», 21 июля 2020: Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития России до 2030 года. Основные задачи: борьба с бедностью и повышение уровня жизни граждан, в том числе улучшение условий проживания и качества городской среды. А еще обеспечение устойчивого роста населения и увеличение продолжительности жизни.
Что касается продолжительности жизни, то амбиции стали ниже — те же 78 лет на фоне сегодняшних 72.4, но теперь на шесть лет позже, не к 24-му, а к 30-му, когда самому Путину как раз и будет 78. Во-первых, это красиво, подумал Путин. Что касается улучшения жилищных условий, то эту задачу советская власть решает с 1986 года, когда стратегия ускорения поставила перед партией задачу обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой. С тех пор российская работает над решением этой задачи в ежедневном режиме.
Президент России Владимир Путин, 2004 год: Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям.
Президент России Дмитрий Медведев, 2010 год: Одна из самых острых проблем (она остаётся таковой) — это жилье.
Президент России Владимир Путин, 2012 год: Убежден, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему — жилищную.
Президент России Владимир Путин, 2018 год: Теперь нам необходимо стабильно (обращаю внимание, впервые в истории современной России) выйти на уровень, когда ежегодно не менее пяти миллионов семей улучшают свои жилищные условия.
Как говорится, вы находитесь здесь, в 2018-м, только теперь эта задача будет решаться к 2030 году, а там посмотрим. Цель — войти в топ-5 экономик мира — тоже стояла к 2024 году, а теперь ее в принципе больше нет. И, как в старые добрые брежневские времена, в Кремле говорят — обстоятельства изменились, конъюнктура мешает. Ну кто же знал, что так будет. Как в известном анекдоте про старую лошадь, которая обещала, но, к сожалению, не добралась до финиша — ну не смогла, ну что сделаешь. На самом деле за последние 13 лет эту лошадь пускали на скачки уже столько раз, что она замучилась ковылять по этому несчастному ипподрому.
Сколько можно было мучить старое больное животное — и вот наконец эта кобыла сдохла. И примерно то же самое произошло со всеми остальными экономическими ориентирами, которые раньше ставил Владимир Путин и которых хотя бы на словах придерживалось правительство. Войти в топ-5 экономик мира, удвоить ВВП, обогнать Португалию, довести уровень среднего класса до 60% населения — ничего этого больше нет, даже как мечты о прекрасном будущем. Даже о том, что надо добиться темпов экономического роста выше среднемировых, новый указ Путина упоминает между делом, как бы не очень настаивая, потому что те, кто этот указ писали, прекрасно понимают — это невозможно, и этого не случится. И те ориентиры, которые все же были поставлены, сформулированы так, чтобы через эту веревочку мог перепрыгнуть пятилетний ребенок.
Экономический обозреватель Максим Блант: Еще одно любопытное отличие нынешней стратегии — «планка», по которой правительство будет измерять свои «достижения». Например, к 2030 году инвестиции в основной капитал должны вырасти на 70% к уровню 2020 года. Более комфортную точку сравнения придумать было сложно. Особенно если учесть, что прямые иностранные инвестиции в первом полугодии в России рухнули в 3,7 раза, и ожидать, что ситуация во втором полугодии радикально изменится, не приходится. Аналогично обстоят дела с задачей нарастить к 2030 году несырьевой экспорт на 70%. Точка отсчета та же — 2020 год.
То же самое говорит и Ениколопов
Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов: Нельзя сказать, что это целиком продуманный документ, в котором все цели хорошо координируются. То есть, многие из этих вещей — они на самом деле выглядят, даже в сложившейся ситуации, как-то совсем неамбициозно. Рост доходов не ниже инфляции — это означает, что просто на ближайшие десять лет цель — чтобы реальные доходы просто не изменились.
Иными словами: «Да, мы импотенты», — примерно такую мысль должны внушить официальные экономические планы Кремля и правительства на ближайшие 10 лет. Через 20 после прихода Путина к власти и через три недели после обнуления, российская власть официально отказывается от каких-либо амбиций в деле улучшения жизни своих сограждан. Просто это безнадежно, а значит — неинтересно. И зачем биться о глухую стену, когда все прекрасно понимают, что Россия бесповоротно превратилась в полунищую страну с очень бедным населением, с отсталой и уже в принципе нереформируемой экономикой, и что тут уже ничего изменить нельзя — да и зачем, если при нефти выше 40 долларов бюджетных денег всегда хватит на пенсии и зарплаты? Очень низкие, конечно, зато позволяющие чувствовать себя стабильно и комфортно, как говорят в правительстве. Россия стала другой страной — страной, в которой президент уже не может, уже не сможет и, похоже, уже не хочет убедить народ в том, что перспектива привлекательнее, чем унылый сегодняшний день. Возможно, даже еле державшийся на ногах Брежнев выглядел убедительнее.
Леонид Брежнев, ХХVI (26-й) съезд КПСС, 23 февраля 1981: История мирового социализма знает всякие испытания. Были в ней и сложные, и кризисные моменты. Но коммунисты всегда смело встречали атаки противника и побеждали! Так было и так будет.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.