Маленькая война, страх еврейских погромов, и перевод стрелок: как Путин 18 лет спасает свой рейтинг
В результате повышения пенсионного возраста во многих городах России уже проводятся протестные акции, а уровень доверия населения к Путину и министрам упал. Михаил Рубин — о борьбе Путина за свой собственный рейтинг, за самое дорогое, что есть в России.
Елена Трегубова в книге «Байки кремлевского диггера» описывала, что еще в августе 1999-го в Кремле смеялись над президентскими перспективами Путина, рейтинг будущего президента тогда находился в пределах статистической погрешности — 2%.
Единственный вариант, как поднять популярность Путина, якобы предложенный то ли в шутку, то ли всерьез Алексеем Волиным, стала «маленькая победоносная война».
Уже осенью рейтинг Путина начал расти. В этот момент началась вторая чеченская кампания, и жесткий стиль Путина пришелся по сердцу большинству россиян.
В итоге к зиме 2000 года рейтинг Путина вырос до 47%. Первое испытание пришлось на август – гибель Курска.
Рейтинг доверия Путину начал снижаться. И тогда власти взялись за его повышение – начали убирать тех, кто мешал президенту. В итоге был полностью зачищен «Первый канал» – оттуда был вынужден уйти его собственник Борис Березовский, а критиковавший Путина за Курск Сергей Доренко на много лет перестал появляться в кадре.
После этого власть зачистила все остальные каналы, и долгое время рейтинг президента рос как на дрожжах, достигнув к 2004 году рекордных 64%. Но в этот момент власти затеяли монетизацию льгот, по всей стране прокатилась волна митингов.
На этом фоне рейтинг Путина начал резко падать, и достиг дна на уровне 43%. В этот момент власти поняли, что нужно действовать. Для начала было решено отвлечь внимание страны от проблемы. В Госдуме появилось антисемитское письмо, в котором депутаты просили власти закрыть в России все еврейские организации. В итоге все программы на центральных каналах были посвящены проблемам антисемитизма и облечению антисемитов.
Зато вместо евреев власти нашли нового виновного – министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Долгое время все проблемы сваливались на него, а его отставка в 2007 году была преподнесена обществу как невероятная уступка.