Жизнь и судьба Игоря Сечина: от багажа Путина до «сделки века»
7 декабря на встрече с президентом главный нефтяник России Игорь Сечин доложил о завершении сделки по приватизации «Роснефти». 19,5% акций компании купил консорциум нефтяного трейдера Glencore и Катарский суверенный фонд за 10,7 миллиардов евро. Приватизацию уже называют «сделкой века» — это ли не успех для Игоря Сечина? Мы выяснили, как он достиг таких высот.
1996 год, незаметный чиновник Игорь Сечин перевозит чемоданы будущего президента Владимира Путина из Петербурга в Москву. В столицу он переезжает по личному приглашению Путина, который должен был стать замглавы управделами президента.
Владимир Путин: «Когда я стал заместителем мэра и набирал свой аппарат, многих пересмотрел, и Сечин мне понравился. Предложил ему перейти ко мне работу, это было в году 1992-1993. А когда поехал работать в Москву, он попросился со мной. И я его взял».
В мэрию Собчака Сечин попал после службы. Филолог по образованию, он знал в совершенстве французский и испанский языки. Юный Сечин увлекался революциями в Латинской Америке. Может быть, поэтому, спустя много лет, глава Роснефти откроет стихами Маяковского улицу Уго Чавеса в Москве: «Чтобы умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела. Команданте Чавес отныне и навсегда останется с нами в России».
Во время первого срока Путина Сечин еще не публичный политик, он не выходит на камеры, продолжает носить за своим патроном портфели, составляет графики его встреч. Для него стало ударом, когда часть его обязанностей по организации графика Путин передал Дмитрию Медведеву, писала газета «Ведомости», ему нравилось быть ближайшим адъютантом президента. Но оказалось, что у Сечина были другие козыри в кармане.
Михаил Ходорковский, совладелец компании ЮКОС (2003 год): «Если задача стоит меня выпихнуть из страны или посадить, тогда надо сажать, потому что я, конечно, политэмигрантом не буду».
2003 год, Сечин работает в администрации президента. Основные акционеры ЮКОСа — Михаил Ходорковский и Платон Лебедев — арестованы по обвинению в хищениях и неуплате налогов. Бывшие акционеры компании обвинили в этом Сечина, якобы ему не нравилось, что компания с американским акционером контролировала Думу, Ходорковский тогда финансировал почти все политические партии. На следующий год Сечин уже возглавит совет директоров небольшой тогда госкомпании «Роснефть», которая скоро стала основным владельцем активов ЮКОСа.
Ходорковский: «Сечин организовал первое дело против меня из алчности, а второе — из трусости».
В 2008 Сечин покидает Кремль и вместе с Путиным уходит в правительство, вице-премьером по промышленности. Он впервые становится публичной персоной, начинает выступать перед СМИ, но действует порой более привычными методами, из тени. В июле 2008 Путин устраивает разнос владельцу «Мечела» Игорю Зюзину, которого фактически обвиняет в уклонении от налогов.
Путин: «А маржа где, в виде налогов для государства? Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать».
Материалы к этому совещанию готовил именно Сечин, рассказывали тогда источники «Ведомостей». После его начали называть «грозой олигархов», настолько большое влияние он приобрел в правительстве.
— Вы за что Сечина цените?
Путин: За его профессионализм и хватку, за умение доводить дело до конца.
Одно из таких дел — подшефная ему «Роснефть», переход Сечина из правительства в компанию проходил со свойственной ему таинственностью, до последнего момента его прочили то в администрацию президента, то в «Газпром», то в силовики. Пост президента «Роснефти» стал сюрпризом и для рынка, и для чиновников.
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики: «На фоне нынешнего Путина нынешний Сечин выглядит значительно влиятельнее, чем в прежнее время. Это не имеет отношения к тому, где он находится, он мог бы не иметь вообще должностей никаких. Нынешняя приватизация говорит о том, что вообще не существует никаких ограничений».
Благодаря Сечину за последние годы «Роснефть» поглотила ТНК ВР, получила многомиллиардные контракты с Китаем. А в этом году госкомпания под руководством Сечина стала менять правила игры не только в энергетике, но и в политике. Впервые госкомпания купила госкомпанию на приватизации: «Роснефть» приобрела пакет «Башнефти». Впервые госкомпания донесла о вымогательстве взятки, и был арестован федеральный министр: в офисе «Роснефти» с поличным задержали Алексея Улюкаева. Впервые госкомпания может фактически уничтожить СМИ: «Роснефть» подала к РБК иск на 3 миллиарда рублей. И наконец, беспрецедентная сделка: 19,5% процентов «Роснефти» в обстановке строжайшей секретности проданы трейдеру Glencore и катарскому инвестиционному фонду.
Путин: «В целом это очень хороший результат. Я хочу вас всех, ваших коллег, которые работали по этому направлению, поблагодарить с этим результатом».
На превью: Maxim Shemetov / Reuters