Главные нарушения Конституции, которые устроили Конституционный суд
По замыслу отцов-основателей и авторов российской Конституции, Конституционный суд — это аналог Верховного суда в Америке. Это высшая не только судебная, но и моральная инстанция в государстве. Это набор интеллектуалов, образованнейших людей, которые все вместе обладают последним словом в дебатах о правах и конституционных свободах граждан. Это книжные люди, и их авторитет в обществе непререкаем, а если в их послужном списке найдутся противоречивые поступки или конфликт интересов, то их в этот суд не пустят. Это по замыслу. А на практике Конституционный суд в России давно провалил свою главную миссию — проверять российские законы на соответствие Конституции. Мария Борзунова и Маргарита Лютова рассказали о самых громких нарушениях Конституции России, которые устроили Конституционный суд.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Отмена выборов губернаторов
Владимир Путин в 2000 году только стал президентом России и говорит, что народ сам должен выбирать своих руководителей. Но уже в 2004 году прямые выборы губернаторов и глав субъектов отменили, вскоре после теракта в Беслане.
Фактически после принятия закона кандидатуру губернатора выбирал президент, а местному Заксобранию оставалось ее утвердить. В Конституционный суд посыпались жалобы на ущемление конституционного права избирать и быть избранным и на нарушение принципа разделения властей. Но суд остался на стороне президентского указа, обосновав это так: в Конституции нет прямого указания, что прямые выборы — единственно возможный механизм формирования органов власти.
Перенос выборов в Госдуму
Три года назад Госдума предложила поскорее устроить новые выборы в парламент: не в декабре 2016, а в сентябре, то есть, фактически решила своими же руками сократить срок собственных полномочий, который зафиксирован в Конституции. Жалоб не последовало: Совет Федерации, хоть и не сомневался в правоте депутатов, все же решил на всякий случай уточнить у Конституционного суда, соответствует ли инициатива нижней палаты парламента основному закону страны. Судьи недоумевали.
Константин Арановский, судья Конституционного суда: «Что вам мешает принять эти самые законодательные решения без обращения в Конституционный суд? И если вы все-таки в Конституционный суд обращаетесь, то помимо этой уверенной позиции, в чем состоят ваши сомнения?»
В итоге у Конституционного суда сомнений тоже не возникло: сокращение полномочий на несколько месяцев — некритично и оправдано конституционными целями. Правда, меру все же признали экстраординарной и одноразовой.
Статья Дадина
Статья 212.1 УК РФ — неоднократное нарушение правил проведения митинга — появилась в уголовном кодексе в 2014 году. Если за полгода человек больше двух раз привлекался по административной статье 20.2, то на него уже могли завести дело. А как раз по этой административной статье в основном проходят активисты, выходящие на протестные акции. Правозащитники тогда говорили, что статья 212.1 противоречит 50 статье Конституции. Ведь там четко сказано, что никто не может быть осужден за одно и то же преступление дважды.
Первым осужденным по этой статье стал Ильдар Дадин. Он получил три года лишения свободы. Сам он потом и пожаловался в Конституционный суд на эту статью. Но тогда суд решил, что уголовное дело конкретно Дадина стоит пересмотреть, а в саму статью внести изменения: наказывать только тех, чьи действия на акциях представляли реальную угрозу. В целом же статью признали конституционной: уголовное наказание не противоречит административному.
Выборы президента
В 2014 году в закон внесли запрет на участие в выборах для тех, у кого есть неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. А в конце 2016 года Алексей Навальный объявил о желании участвовать в выборах президента. Политик говорил, что на его стороне Конституция: избираться не может лишь человек, находящийся в местах лишения свободы. Навальный же был осужден условно.
Но ЦИК отказал в регистрации Навальному как раз из-за судимости. Политик пошел и в Конституционный суд, но там его жалобу даже не стали рассматривать. В определении написано, что похожую жалобу рассматривали в 2013 году и решили, что власти имеют право ограничивать пассивное избирательное право осужденных.
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ