Кремль не выглядит проигравшим, а силовики залягут на дно. Аббас Галлямов о последствиях дела Голунова для системы

14/06/2019 - 22:34 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

Задержание журналиста Ивана Голунова закончилось его освобождением, отставкой двух генералов МВД и отстранением еще нескольких сотрудников, разговорами о смягчении 228 статьи и массовыми задержаниями на несогласованной мирной акции в центре Москвы — все пошло не так, как ожидалось. Политолог Аббас Галлямов рассказал, как по его мнению дело Голунова отразится на системе.

Главный вопрос, который возникает, то есть их много, конечно, но один из главных, вот сказано «А», власть сказала «А», все развернули назад, Голунова выпустили, дело против него закончено. Как прозвучит «Б», то есть кто вместо него будет наказан? Как вот вы видите развитие событий?

Я думаю, что помимо вот этих двух уже уволенных генералов будут наказаны конкретные оперативники, в частности, тот, кто, как сегодня выяснилось, избивал Голунова. Сегодня Голунов рассказал, назвал имя человека, который его избил. Значит, на самом деле сейчас небольшая проблема раскрутить эти дела, потому что под документами же стоят подписи, и соответственно по этим подписям достаточно легко восстановить тех, кто виноват. Я думаю, что власть сейчас с этой историей разберется, потому что ей самой выгодно показать, что она за справедливость, что она против беспредела силовиков.

Да, но вопрос возникает о том, как именно они будут наказаны? Это тоже важно, потому что одно дело отставка, а другое дело уголовная статья, фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности и так далее.

Судя по тому, что дело передано в Следственный комитет, речь идет и о возбуждении уголовных дел и о возможных посадках. Если доказательная база будет собрана нормальная, то Следственный комитет, я думаю, это дело раскрутит. У Следственного комитета никакого пиетета по отношению к МВД нет, и в общем, спасать честь мундира, если дополнительной команды это делать не поступит, спасать честь мундира Следственный комитет не будет.

Это МВД. Но в этом деле фигурирует, по крайней мере то, что мы слышали за эти, сколько вот, неделю уже, не только МВД, но и ФСБ, и те, кто заказывал то, что в результате произошло. Здесь, на этом фронте, какое будет развитие событий?

Я думаю, что и чекистов, которые в деле замазаны, специально спасать тоже не будут. Другое дело, если никто из сотрудников полиции не даст на них показания, и процедурных оснований их сажать не будет, наверное, тогда все-таки сотрудников ФСБ в лучшем случае уволят. До тюрьмы, повторюсь, дойдет только в том случае, если будут реальные процедурные основания. Сейчас, в такой скандальной ситуации, которая находится под очень внимательным контролем со стороны общественности, будет действовать закон. Вот если законные основания есть, будут и дела, будут и посадки.

Допустим, это все произойдет. Кроме этого, какие-то изменения более-менее системные имеет смысл ожидать? Вообще, поменялась ли, как повлияла история Голунова на более широкие, если угодно, взаимоотношения с силовиками, их место в системе, взаимоотношения в аппарате, которые тоже очевидно подвижны, если угодно.

Конечно, на какое-то время силовики, наверное, станут осторожными, но утверждать, что вот они навсегда будут знать свое место и будут вести себя более скромно, что вот это всегда так будет, я бы все-таки утверждать это не стал. Скорее всего, спустя какое-то время эмоции пройдут, и дело Голунова запомнится им, они будут его просто объяснять — ну не повезло парням, попали под раздачу из-за того, что журналист оказался слишком крутым, то есть они не разобрались и напали на добычу, которая им не по зубам оказалась, ну не повезло, с кем не бывает. Вот медведь задрал охотника, это же других охотников не останавливает, они все равно в лес идут. Поэтому каких-то институциональных изменений серьезных, которые могут привести к реальным политическим последствиям в долгосрочной перспективе, я вот оснований верить в них не вижу. На какое-то время, да, силовики залягут на дно.

Все-таки у нас довольно большие события происходили в Москве в эти дни, и общественная реакция была очень значительна. Отношения не между силовиками и гражданскими, если угодно, в администрации, а между властью и обществом, каким-то образом поменялись?

По большому счету нет, все вернется на круги своя. Единственное что, в коллекцию побед гражданского общества добавится еще одна, и память об этой победе какое-то время будет свежа, и она будет вдохновлять людей на новые этапы борьбы. Люди, в общем-то, почувствовали свою силу, которую они не чувствовали уже очень давно, со времен Болотной. Но судя по тому, как власть разогнала протестующих, в общем-то, она не собирается миндальничать. Вот она решила доказать, что она не боится, что она не прогибается, действует старыми методами.

То есть в одном случае, в случае с явно неправомерным «наездом» на Голунова было принято решение беспрецедентное для власти, когда власть оказалась на стороне либерального журналиста против силовиков, но это все-таки хоть и яркий, и важный кейс, но это всего лишь один кейс. А системно власть своего отношения не изменила, уже на следующий день защитников Голунова разогнала полиция.

А это значит… Значит ли это, что тем, кто разруливал, если угодно, эту всю ситуацию с Голуновым в Кремле, мы считаем, что это гражданская часть администрации, Вайно, глава администрации, Сергей Кириенко играл очевидно большую роль на этапе политического урегулирования… Означает ли это, что они на самом деле блестяще справились с этой историей с точки зрения, с их колокольни если смотреть на весь этот сюжет?

Да, в значительной степени да. Оникупировали проблему до того, как она политизировалась по-настоящему, и власть выйдет из этой ситуации, Кремль, Путин выйдет из этой ситуации нельзя сказать, что победителем, конечно, но он не будет выглядеть проигравшим, он останется при своих, что в принципе, с учетом изначально очень негативного контекста, который для властей сложился, очень неплохо, очень неплохой результат.

Спасибо большое.

Другие выпуски