«Голосуют за будущее – его нет»: Константин Гаазе о конце крымского эффекта и новых головных болях Кремля

14/09/2018 - 22:35 (по МСК) Михаил Фишман

Недавно «Левада‑центр» опубликовал результаты опроса о проблемах, которые волнуют общество. По ним виден рост тревожности практически на всех направлениях: рост цен, бедность, безработица, недоступность медицинской помощи, даже рост наркомании и уголовных преступлений — все это беспокоит больше, чем беспокоило в течение последних четырех лет, то есть после присоединения Крыма. Журналист и социолог Константин Гаазе — о рейтингах президента, партии власти и настроениях в обществе. 

Вышла статья, подписанная уже тобой, в которой на самом деле ты утверждаешь то же самое. Там буквально та же самая цитата: «Крымский консенсус сломан». Вы как бы одновременно с Эллой Панеях, очень уважаемым экспертом, в этом смысле выступили.

И ты утверждаешь в этой статье, что этого уже не вернуть, что этот размен обратный, всё, он уже случился. Так?

Есть история про тефлоновый рейтинг, которая технически означала следующее: политическая и социальная повестки в 2014 году были разомкнуты окончательно. Политический протест ― это протест против России, а социальный протест правительство будет решать по мере возможностей.

А предполагалось, что трансляция социального протеста в политическую сферу невозможна, и это и есть основание крымского консенсуса. Политический протест невозможен постольку, поскольку сложилась на базе крымского консенсуса политическая нация, что мы увидели на этих выборах. Мы увидели, что социальный протест может быть транслирован в протест политический и что это ситуация, которая не позволяет Кремлю отыграть всё назад и сказать: «Ребята, хорошо, давайте сейчас мы направим еще десять новых министров в десять новых областей, вместо каждого Зимина посадим по новому вице-премьеру и так далее, и так далее».

Связка, абсолютно очевидная связка между уровнем жизни, политикой правительства и теми шагами, которые правительство предпринимает внутри страны, вовне страны осознается россиянами. То есть они просыпаются и говорят: «Подождите-подождите. Крым ― это хорошо, но не платить зарплаты ― это плохо». В тот момент, когда Кремль взял на себя всю полноту политической ответственности за то, что происходит в России, невыплата зарплат стала политической проблемой.

В тот момент, когда правительство, которое работает в действительно очень сложных условиях, понимаешь, у них, значит, тут синие, тут красные, то тут взрыв, то там, то новые санкции, то пятое, то десятое, они не могут уже бегать по всей стране, как бригада, значит, сантехников, как это было после «Прямых линий», и чинить всё, что сломалось, потому что сломалось слишком много всего.

Да, крымский консенсус в этом смысле закончился. Ехать дальше на тезисе о том, что если вы недовольны своей жизнью, вы должны жаловаться губернатору, Путину, в Москву, но не голосовать против «Единой России», ― больше это не работает.

Другие выпуски