«Есть праздник, а есть реальная жизнь, которая продолжится»: реакция Запада на футбольный карнавал в России
Миссия Путина во время ЧМ-2018 — болеть сразу за всю Россию, тем более, что если его не будет, то и России не будет тоже. А футбол и большой спорт — это политика, а не зрелище, поэтому Дзюбу и остальных он примет потом в Кремле и зачитает им поздравления по бумажке. Ничего сравнимого с Кубком мира для пропаганды России не делалось, вероятно, никогда — и, кажется, уже никогда не будет. Ольга Гладышева о том, как мир смотрит на Россию сегодня.
Радостные посты болельщиков, счастливые крики на улицах Москвы, наплыв иностранных гостей — все это до неузнаваемости преобразило российские города. И этого не могли не заметить западные журналисты, многие из которых позабыли все бойкоты из-за дела Скрипалей и присоединения Крыма, и один за одним выпустили комплиментарные заметки в стиле РИА Новостей.
Times пишет, что «чемпионат мира начался в России в такой атмосфере веселья и доброжелательности, что даже самые ярые пропагандисты Кремля с трудом могли поверить в свою удачу», а опросы в Германии показывают, что 70 процентов немцев желают визита канцлера Ангелы Меркель на чемпионат мира в Россию. Безумные латиноамериканские болельщики сглаживают представления о полицейском государстве и международном агрессоре.
Эндрю Рот, шеф московского бюро Guardian: Люди знают про Скрипалей, но особо не знают про города. Эти журналисты занимаются в основном горячими темами, а про Скрипалей уже знают. Но как выглядит Саранск, или как выглядит Екатеринбург, Санкт-Петербург? Про это не знают. Скорее думали, что одни Скрипали, а другие факты про страну не знали.
И несмотря на всё политическое напряжение между Великобританией и Россией, заместитель английского посла в России Линдси Сколл рассказала, что за своих болельщиков в стране не беспокоится.
Линдси Сколл, заместитель британского посла в России: Все, что мы видели здесь, что касается гостеприимства, было замечательно. Все болельщики, с которыми я общалась, в полном восторге. Волгоград прекрасно справляется с ролью принимающей стороны.
Вообще, большая часть хвалебных комментариев о российском чемпионате мира похожа на развенчание стереотипов типа «все русские пьют водку» или «по улицам гуляют медведи». Корреспондент Вашингтон Пост Стив Гофф в своей заметке рассказывает о том, что в Москве оказывается много американских дайнеров, суши-баров и ирландских пабов, практически везде можно платить с помощью телефона и ездить на Убере или Яндекс Такси. Но есть и другие мнения.
Эндрю Рот, шеф московского бюро Guardian: Уже был вал статей о том, что иностранцы здесь нашли, а еще есть взгляд изнутри от людей, которые смотрят на ту свободу, которая сейчас позволена (что можно собираться и пить на улице, проводить марши, правда, под лозунгами чемпионата мира. И спрашивается, почему так нельзя всегда? Я тоже написал статью с интервью с Ройзманом. Сейчас то, что показывают Западу в России — это правда, но, может быть, не вся правда, с его точки зрения. И все-таки есть праздник, а есть реальная жизнь, которая продолжится, когда соревнования закончатся.
Британская The Independent пишет, что «власти будут делать все, чтобы чемпионат мира прошел без проблем, но дискриминация, гомофобия и законы останутся», а те, кто выехал за пределы Москвы, замечают «современные потемкинские деревни», которые пытаются спрятать бедность. Но, кажется, имиджу самого чемпионата, одного из самых шумных и пестрых в истории, это уже никак не помешает.
Фото: Сергей Коньков / Коммерсантъ