Протест или психоз. Какие мотивы были у анархиста в Архангельске, и виновата ли ФСБ в возвращении левого террора
Утром в среду, 31 октября, 17-летний молодой человек совершил взрыв на проходной в здании ФСБ в Архангельске. Сам он погиб, трое сотрудников ФСБ получили ранения и потом были вывезены в Москву. В предсмертной записке подрывник написал, что берет на себя ответственность за теракт и что причины ясны: ФСБ «фабрикует дела и пытает людей». Подробности — у Анастасии Михайловой.
31 октября в Архангельске 17-летний студент-анархист совершил взрыв на входе в здание местного управления ФСБ. От взрыва он сам погиб, ранения получили еще три человека. О своих мотивах молодой человек написал в телеграмм-канале «Речь бунтовщика» непосредство перед преступлением:
О самом подрывнике известно немного: он учился в политехническом колледже, был замкнутым, почти ни с кем не общался и не вел активной политической жизни.
Бабушка подрывника: Мать без отца его родила. Я его пять лет воспитывала, пока дочь в педагогическом училась. Он был добрым внуком. Не пил, не курил, только вот в интернете много сидел. Он, скорее всего, и стал причиной. Какое-то зомбирование.
Что стало триггером для молодого человека, пока остается только гадать.
До сих пор известны только несколько случаев нападений на управления ФСБ, но все они носили скорее демонстративно-провокационный характер. Самый яркий пример — акция художника Петра Павленского. Зато последствием этой акции — поджога двери ФСБ на Лубянке — стало уголовное дело.
Илья Будрайтскис, политический активист: Мне кажется, что следствием произошедшего будет, скорее всего, новый виток репрессий, и, зная способ мышления силовых структур, они вряд ли будут рассматривать это как индивидуальный поступок и постараются обнаружить заговор или сеть.
Дело «Сети» — самое известное на сегодняшний день дело против анархистов. Их обвиняют в терроризме. Год назад в Пензе и Санкт-Петербурге ФСБ арестовала семь человек, с которых получила признательные показания под пытками. Сейчас фигурантов уже 11. Как утверждают обвиняемые — их били током и подвешивали вниз головой. Именно о них и написал в своем предсмертном послании архангельский студент.
Алексей Гаскаров, анархист, журналист: Странно называть этого человека героем — скорее жертвой. Какое отношение люди в приемной ФСБ в Архангельске имеют к делу «Сети»? Почему надо обсуждать политические убеждения подростка, который сам себя убил? Это что ли важно в первую очередь?
Алексей Гаскаров — сам в прошлом анархист. Оказался под стражей за нападение на химкинскую администрацию. Тогда шли протесты против вырубки Химкинского леса. Но психотерапевт Колмановский считает, что дело не в политических взглядах, а в психологических проблемах.
Александр Колмановский, психотерапевт: К несчастью, у нас у молодых людей поверхностное расхожее отношение к жизни как окружающих, так и своей.
По словам психотерапевта, люди с хорошо развитой эмпатией и сопереживанием редко совершают подобные действия.
Александр Колмановский, психотерапевт: Это замечательно написано в финале «Анны Карениной» — она ехала на станцию, не имея намерения бросаться под поезд, она хотела сесть на поезд и уехать, и смотрела на всех вокруг с крайним пренебрежением и отвращением. И вот этот максимальный протест против окружения поворачивается максимальным протестом против себя.
Фото: Ирина Скалина / ТАСС