Группа сенаторов внесла проект закона о борьбе с фейковыми новостями, штраф — до миллиона рублей наличными, и заодно — чтобы два раза не вставать — о наказаниях за неуважение к власти, до 15 суток. Появилось даже определение fake news по-русски: недостоверно общественно значимая информация, которая создает угрозы жизни и здоровью граждан. Ольга Чуракова — про фейк ньюс в законопроекте о наказаниях за фейк ньюс.
Сергей Боярский, депутат: «События последнего времени, в том числе трагедия в Кемерово, показали, насколько уязвимым является наше информационное пространство особенно внутри социальных сетей, к фальсификации информации, к информационным вбросам, спланированным акциям».
Впервые власть захотела бороться с фейковыми новостями в 2017, тогда законопроект об ответственности соцсетей за ложную информацию внесли в Госдуму депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских, вдохновившись похожим законом в Германии. Почти год он лежал без движения. Снова вспомнили про него после мартовской трагедии в Кемерово с «Зимней вишней».
Сергей Боярский, депутат: «Давайте обратимся к опыту наших зарубежных коллег, которые, скажем так, у нас же всех учат демократии, пытаются, по крайней мере. И ведущая страна Совета Европы Германия приняла жесточайший законопроект относительно чистоты информации в социальных сетях».
Тогда в интернете быстро распространялись слухи: жители Кемерово, не поверив названной МЧС численности жертв, вышли на митинг, а президент Владимир Путин на встрече с кемеровчанами объяснял: соцсети — не источник.
Владимир Путин: «Соцсети, мы с вами знаем, это мутный источник, к сожалению. Поэтому нужно опираться на результаты реального расследования».
На этом фоне законопроект депутатов быстро приняли в первом чтении, а дальше он снова был забыт. Источники Дождя в Думе и Кремле рассказывают: власти понимали, что проблема с фейковыми новостями есть, но закон никак не могли согласовать с юристами.
Сергей Шаргунов, депутат: «Вот вчера американский президент грозил нам ракетами, и все это активно обсуждается везде и всюду. Ну давайте весь твиттер сейчас блокируем в связи с этим неумным твитом американского президента по поводу якобы умных ракет. И давайте вообще не будем ничего обсуждать, потому что все это так или иначе может подливать бензинчику в костер».
И вот 12 декабря сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Дмитрий Вяткин внесли пакет из сразу двух новых законопроектов. На первый, который как раз борется с фейковыми новостями, внимания почти не обратили. Зато все обсуждали, что депутаты хотят дать прокуратуре возможность блокировать доступ к ресурсам, которые распространяют материалы, оскорбляющие общество, государство, официальную символику, Конституцию или органы госвласти. Обратиться в прокуратуру сможет любой человек!
Аббас Галямов, политолог: «Скорее всего речь идет не о каком-то хитроумном плане, когда внедряется одна история под прикрытием второй истории. Я думаю, это просто спонтанная реакция кого-то из сторонников режима, который хочет быть святее Папы Римского, пытается засвидетельствовать свою лояльность, помочь. Совершенно не уверен, что это согласовано где-то на очень высоком уровне. Понимаете, на протяжении 18 лет режим закручивал гайки».
Второй закон борется с фейковыми новостями, и он проработан лучше прежних. Поправки запрещают распространять в СМИ ложную информацию. Наказывать за такие новости будут, если они создадут угрозу для жизни или здоровья или вызовут, например, остановку транспорта. За нарушение закона будут штрафовать.
Аббас Галямов, политолог: «Это естественная реакция вот этих всех людей на проблемы, они не знают, как по-другому на проблемы реагировать. Они видят, что люди перестают смотреть Первый канал, что Киселев и Соловьев уже, так сказать, не владеют умами настолько, насколько это было несколько лет назад. Они видят, что «Единая Россия» за год потеряла половину своего электората, что рейтинги Путина идут вниз, что показатели социального оптимизма ухудшаются».
Правда, источники Дождя в Госдуме рассказывают, что если по вопросу борьбы с фейками депутаты вполне определились, то с наказанием за оскорбление власти пока неясно: он настолько одиозный, что его могли внести для отвлечения внимания. Если его не примут, то власть может сказать, что пошла с гражданским обществом на компромисс.
Аббас Галямов, политолог: «Особенно сейчас, в момент, когда социальная база режима размывается, когда рейтинги идут вниз, закручивать гайки в такое время — это гарантированно нарываться на раздражение, на возмущение и на дальнейшее ухудшение отношения людей к власти».
Попадут ли под «фейки» новости независимых СМИ — пока неизвестно, но едва ли от нового закона пострадают федеральные телеканалы, которые тоже любят иногда распространять непроверенную информацию.