«Это подвиг, что ничего не происходит»: экономист Евсей Гурвич о «героической» финансовой политике правительства России
На этой неделе недавно внесенный проект бюджета на ближайшие три года был рекомендован к первому чтению. Владимир Путин ранее поставил цель — выйти на 3,5% роста в 2019 году. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году стоит ожидать роста в районе 2% ВВП, в этом году — 1,6%. Чего ждать от исполнения нового проекта бюджета и что сейчас происходит с деньгами в России, рассказал руководитель Экономической экспертной группы, член Общественного совета при Министерстве финансов Евсей Гурвич.
«Бюджетная политика последних нескольких лет на самом деле была героическая. У нас, на минуточку, рухнули в два раза цены на нефть за последние годы. Все остается в два раза ниже, чем было до 2014 года. Если во время прошлых кризисов цены на нефть примерно через год восстанавливались, выходили на прежний уровень, а потом продолжали рост, то в этот раз цены упали всерьез и надолго ... [...] ... У нас задача состояла в том, чтобы адаптироваться к этим ценам на нефть. В новом бюджете мы завершаем к 2019 году эту задачу. У нас цены захода расширенного бюджета будут меньше, чем были в 2014 году на 3,5% ВВП. Это огромная сумма, расходы снижаются на 3% ВВП, мы восстанавливаем сбалансированность. Если всем кажется, что у нас день сурка, то это комплимент министерству финансов», — считает эксперт.
Евсей Гурвич отмечает, что бюджет последних трех лет может и не выглядит прорывом, однако его консолидацию в правительстве планируют завершить к 2019 вместо 2020: «Если всем кажется, что ничего не происходит, это само по себе подвиг».
«Очень часто люди не очень правильно рассуждают о бюджете, потому что они смотрят на федеральный бюджет. Как известно, есть бюджет федеральный, бюджеты регионов и внебюджетные фонды. В федеральном бюджете только сейчас порядка 60% ВВП, а расширенный около 34%. Если мы посмотрим, то мы увидим, что нам удалось взять под контроль бюджет, несмотря на двукратное падение цен на нефть. Решена очень серьезная задача — повышение доверия инвесторов», — добавил он.