«Это лукавство»: Людмила Нарусова об оправданиях «духовника Путина», в чьей версии убийства царской семьи нашли антисемитизм

02/12/2017 - 00:17 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

На конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» епископ Тихон Шевкунов заявил, что «у нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было», — цитирует представителя РПЦ «Комсомольская правда». Сенатор Людмила Нарусова считает слова Шевкунова лукавством. По ее мнению, он имел в виду религиозную или национальную принадлежность расстрелявших царскую семью. О том, почему выступила против слов Тихона Шевкунова, рассказала сама Людмила Нарусова.

Людмила Нарусова:

Вы знаете, наверное, можно было бы отнестись со вниманием к оправданиям, которые стал давать Шевкунов. Кстати, не только после моего выступления в Совете Федерации, а после заявления Бороды [Александр Борода — президент Федерации еврейских общин России, прим. — Дождь]. После выступления лидеров еврейских организаций — это не одна я усмотрела. Поэтому я об этом говорила в государственном органе. И именно потому, что я занимаюсь этой проблемой с 1992 года. Как только были найдены останки, шла речь о том, что их надо достойно и по-христиански захоронить, но, разумеется, после многочисленных экспертиз. Была создана правительственная комиссия, было очень много экспертиз, которые проводили Генеральная прокуратура, следствие. Была проведена масса экспертиз. Кровь давала королевская семья Великобритании. Известно, что цесаревич страдал гемофилией, которая передается по женской линии.

Дело в том, что весь комплекс очень точных, технологических, высокоточных, биологических экспертиз был проведен. Я вам приведу несколько примеров. Нательная рубаха, мундир Николая Второго, которые хранились в Эрмитаже. Эрмитаж с готовностью дал анализ ткани для определения потовых выделений. Платье Императрицы, компьютерное совмещение черепа по фотографиям, ДНК, болезни крови, о которых я говорила. И в общем они проводились не только в России, они проводились в Великобритании, Австрии, Японии, США. То есть абсолютно независимы и незаинтересованные в чем-то эксперты все подтвердили. И как итог — в июле 1998 года в Петропавловском соборе, в усыпальнице Романовых, произошло захоронение тех останков. В котором, я бы сказала, демонстративно РПЦ не участвовала, потому что не признавала. Вот есть все доказательства, но не признают. Понимаете, я уж не говорю об уровне естественно-научных исследований, которые за этим стоят, но то что сейчас, в 21 веке, стоит вопрос о том, что уровень науки, все это исследования... «Это мы не признаем! Мы должны признать по церковным канонам». А так как они страстотерпцы, значит, видимо, эти мощи либо должны мироточить, либо что-то... Это абсолютно церковные дела. Я сейчас не буду вас утомлять всякими разговорами об экспертизах, которые проводила Генеральная прокуратура. И вообще-то в нашей стране, где на основе таких экспертиз даются пожизненные приговоры преступникам, не принимать их во внимание ну по меньшей мере странно.

Что же касается вот сейчас этой коллизии. Сейчас это возникло потому, что до сих пор в пыльных коробках Госархива и прокуратуры, хранятся останки... Похоронили, мир праху, и так далее. Но остались еще неопределенные останки, позже они были найдены, цесаревича и самой младшей дочери. И вот они все эти долгие годы хранились в коробках в прокуратуре, в Госархиве, что само по себе противоречит вообще христианству, православию... Останки хранятся в коробках. И пошло второй волной определение, идентификация этих останков. Была создана премьером Медведевым под председательством Приходько комиссия заново. Правительственная комиссия уже по определению этих двух личностей. И вот в 2015 году, правительственная комиссия высшего органа управления власти в Российской Федерации почему-то передала вопросы обсуждения этого церковной комиссии. То есть... Ну, не то чтобы самоустранилась, но решила, что это должна решать исключительно церковь. Я не против того, что церковь участвует в каких-то общественно значимых делах государства, хотя по Конституции Церковь у нас отделена от государства. Я сама крещеный человек. Но когда это довлеет над государственной властью, когда выводы, гипотетические выводы церкви могут иметь более значимый результат, чем выводы огромной государственных структур, которые только этим и занимаются, вот это у меня вызывает вопросы

Вы знаете, чем больше, как бы это деликатнее сказать... Чем больше церковь допускают к давлению на государственные решения, тем больше она начинает предъявлять претензии. И в частности вопрос об этом ритуальном убийстве, который был высказан, причем с большой уверенностью, даже в цитате это есть. Это была последняя капля. Потому что сейчас уже последняя комиссия доказала, что это подлинные останки. И нужно только принять решение о захоронении, что, согласитесь, в конце 2017 года, когда мы отмечаем столетие этой кровавой революции, было бы очень логично. Причем в самом начале еще, когда об этом зашла речь, говорили о том, что давайте подведем черту под этой трагической историей нашей страны, и в 2017 году захороним и Ленина, и Николая, и его семью полностью. И начнем жизнь, что называется, с новыми устремлениями. Быть незахороненным — это худшее наказание. Ну от захоронения Ленина церковь дистанцируется, а вот тут проявляет удивительное упорство. Именно потому что страстотерпцы, значит должно быть чудо. А естественнонаучные экспертизы никак не подтверждают. Вот у Поклонской уже бюст мироточил в качестве доказательства запрета «Матильды». Может быть это тоже как-то вдохновило на подобные заявления. Но что в этом страшно, для меня, например. Вот это произнесенное ритуальное убийство. Господин Шевкунов, понимаете, он несколько лукавит, что вообще не имелось в виду еврейство, а что это исключительно большевистский ритуал. То что расстрел — большевистский ритуал — это мы и так знаем. Но я, как член комиссии из 92 года, общаясь с церковнослужителями я это слышала постоянно. Уже двадцать лет. И только один смысл у этого выражения. Я и Дмитрию Анатольевичу Медведеву говорила о таких черносотенных версиях, я не побоюсь этого слова. Тем не менее, сейчас некоторый шаг назад сделан, я надеюсь, все-таки есть понимание. Ну вот видите, уже оправдывается, что это ритуальное большевистское убийство. Но это лукавство. И я ответственно заявляю, что об этих убийствах ритуальных я слышала с 1992 года.

Есть уголовное дело по убийству. Все эти экспертизы проходили в рамках этого уголовного дела. И Следственный комитет должен в рамках уголовного дела расследовать объективно и полно все версии. Но с таким же успехом они могли бы расследовать, скажем, версию о том, что их убили инопланетяне. Правда? Это же тоже версия?!

Фото: РИА Новости

Другие выпуски