«Если его отпустят, то это будет чудо»: главред «Медузы» Иван Колпаков о задержании Ивана Голунова
Мера пресечения задержанному Ивану Голунову будет выбрана судом в субботу, 8 июня. Журналиста «Медузы» задержали в Москве и подозревают в сбыте наркотиков. Коллеги журналиста уверены, что Голунова преследуют за его громкие расследования. Общее возмущение этим делом уже выразилось и в целом ряде письменных публичных обращений в защиту Голунова, и в одиночных пикетах у Петровки, 38. Первую группу протестующих с пикетами задержали, несмотря на полную законность одиночных пикетов, но потом всех выпустили. Главный редактор издания «Медуза» Иван Колпаков — о том, что делать дальше.
Иван, есть ли какие-то свежие новости у вас, у «Медузы», что происходит и будет происходить в ближайшие часы, прямо сейчас?
Честно говоря, я думаю, что у нас точно такие же новости примерно, как и у вас. Недавно выходил к журналистам адвокат Вани Голунова, который рассказал, что Ваня уже больше суток ничего не ест и ему больше суток не дают спать. Учитывая, что его задержали вчера, примерно в два часа дня, прошло довольно много времени, то есть я думаю, что он тридцать часов на ногах. И мне кажется, то, что говорит про него адвокат, что он уже с трудом соображает, что происходит, это не художественное преувеличение. Короче, мерзнет, голодает и, видимо, не очень хорошо себя чувствует.
«Медуза» выпустила сегодня заявление, не только «Медуза», но «Медуза» была первой, это естественно и логично, Голунов ваш журналист, где вы говорите, что вы будете пристально следить и не дадите спуску, я вольно цитирую. Вы что-то предпринимаете уже?
Мы предпринимаем все, что мы можем предпринять. Честно говоря, понятно, что это и нормальная обычная редакционная работа с утра до вечера, и очевидно совершенно, что мы пытаемся связаться со всеми, кто может повлиять на судьбу Вани, просим всех своих друзей и всех своих знакомых связаться с людьми, от которых может зависеть его судьба. В общем-то, мы себе поставили тактическую цель — вытащитьего как можно скорее на свободу, и уже после этого разбираться с тем, кто мог его заказать. Потому что мы абсолютно убеждены в том, что подоплека, конечно, у этой истории как бы заказная, то есть мы на 100% уверены, что это связано с его профессиональной деятельностью.
Вы дали понять в своем заявлении, что у вас есть, вы даже понимаете, на самом деле, в чем дело, просто не скажете сейчас. Во-первых, может быть, вы уже можете сказать? Во-вторых, это все-таки, хотя бы примерно, кто источник этого заказа, на каком уровне этот заказ был отдан?
Надо сказать, понятно, что Ваня занимается довольно резонансными историями. Сегодня очень круто делают наши коллеги многие, постят просто как бы подборки лучших расследований Вани Голунова, что производит впечатление, в том числе и на редакцию «Медузы», потому что редко когда ты просто собираешь это в список, и вдруг ты видишь, что вообще-то Ваня за последние полтора года сделал столько резонансных расследований, сколько не сделал ни один журналист-расследователь в России, кажется.
И понятно, что версий может быть несколько, но есть люди, которые угрожали Ване, на протяжении нескольких раз в течение последнего года, скажем так, в связи с некоторыми темами, которыми он занимался, и прежде всего наше подозрение пало на них. Но для того, чтобы утверждать, что это как бы события взаимосвязанные, нам нужно получить все-таки какие-то более надежные подтверждения. Все остальное мне кажется сотрясением воздуха и просто не очень красиво, с точки зрения журналистики.
Что делать нам в этой связи? Что, я не знаю, не посоветуете, посоветовать, наверное, плохое слово в этом смысле, но какое у вас настроение, ощущение. Это абсолютно возмутило всех сегодня, то, что с утра все узнали и услышали, это воспринимается как нападение не только на Голунова, но и как нападение и на всех нас, это очевидно абсолютно, на журналистов. Что нам всем делать?
Мне кажется, сегодняшний день начался в редакции «Медузы» максимально плохо. Понятно, что он начался ночью, и мы были в абсолютном отупении на протяжении нескольких часов, потому что у нас было ощущение некоторой обреченности. Но сегодняшний день это очень крутой день, как мне кажется, с точки зрения всего рынка. Страшно, помимо того, что мы испытываем, сердце кровью обливается из-за Вани, на самом деле это очень поразительно, как сегодня разные люди из разных изданий, очень разных, идеологически разных, понятно, что многие из них часто спорят с «Медузой» и наоборот, но то, как сегодня журналисты и редакторы поддержали Ваню, это абсолютно невероятно. Я не знаю, что советовать, это очень круто, и у меня появилось к вечеру ощущение, что завтра может произойти чудо, и Ваню отпустят. Но на самом деле мы прекрасно понимаем, что если его отпустят, это будет именно категория чуда.
Спасибо большое.
Фото: Иван Колпаков / Facebook