Ничто не предвещало проблем. Рекордная поддержка Владимира Путина на президентских выборах должна была гарантировать светлое будущее любому кандидату Кремля на любых выборах. И вдруг: майдан, бунт, восстание. В четырех регионах действующие губернаторы проигрывают мальчикам для битья, и вторые туры губернаторских выборов в провинции превращаются в трагедии поистине шекспировского накала. Но теперь грядут выборы в 2019. Ольга Чуракова о том, как кураторы «Единой России» будут выруливать из электорального тупика.
Олег Кожемяко, губернатор Приморья: Безусловно было непросто, потому что было потеряно доверие населения к органам власти за предыдущие годы за то, что власть брала на себя обязательства и не исполняла их, за накопившиеся социальные проблемы, которые есть.
Падение рейтингов партии и президента, три оппозиционных губернатора во Владимире, Хабаровском крае и Хакасии и одни из самых тяжелых и дорогих выборов в Приморье — таков итог осенней избирательной кампании. Эксперты считают, что после такого для следующих выборов у власти осталось в меню два блюда: выборы по-хакасски и выборы по-приморски.
Экс-губернатор Хакасии единоросс Дмитрий Зимин после первого тура отказался от борьбы и в итоге власть, прислав региону свой вариант, все равно уступила коммунисту Валентину Коновалову.
Хакасский рецепт таков: новое лицо от Кремля не участвует в выборах, а лишь смотрит за чистотой кампании, пока власть призывает избирателей к бойкоту выборов и снимает кандидатов. Цель — сделать так, чтобы оппозиционный кандидат не смог избраться, ну или хотя бы снять раздражение людей от предыдущего управленца.
Аббас Галлямов, политолог: Хакасский сценарий как раз предусматривает, что вот эта граница между кандидатом номер один и всеми остальными кандидатами размывается, потому что действующая власть — это уже не врио, который идет на выборы, действующая власть — это врио, который на выборы не идет. Он отвечает за законность процедуры, но не более того. А в качестве кандидата от власти является человек, которого выдвигает «Единая Россия» и который не является действующей властью на данный момент.
В Приморье, ключевом регионе Дальнего Востока, Кремль ради победы пошел на все. Осенью там не смог избраться назначенец президента Андрей Тарасенко, но победу коммуниста Андрея Ищенко не признали и назначили новые выборы, которые доверили не неизвестному технократу, а опытному Олегу Кожемяко.
В Приморье действительно было сделано все: по оценкам собеседников, близких к избирательной кампании, она могла обойтись власти в 300 миллионов рублей, и это не считая предвыборных обещаний о ремонте мостов, льготах для детей и учителей, поддержке обманутых дольщиков. Но едва ли рецепт выборов по-приморски смогут применить где-то еще.
Аббас Галлямов, политолог: Приморский сценарий можно использовать в тех регионах, где удачно удалось новым врио вписаться в существующий политический контекст, там, где у них сложился медовый месяц с избирателем. То есть там, где все хорошо.
В сентябре Кремлю снова проводить выборы: кандидатам от власти уже разрешили идти не от токсичной «Единой России», а самовыдвиженцами, но только этот фактор едва ли спасет ситуацию в таких сложных регионах как протестный Санкт-Петербург или Челябинск.
Почувствовав запах крови, не будет дремать и системная оппозиция. Если с ЛДПР еще работают договоренности и губернатор Хабаровского края пытается встроиться в систему, то у коммуниста Валентина Коновалова шансов меньше и контактов с центром — тоже. В СМИ писали, что им не дадут побыть губернаторами и года — заменят на кремлевских технократов.