Дума — место для дискуссий, Путин — с народом. Как власти делают вид, что им не все равно
Первая фаза спецоперации по проведению пенсионной реформы завершается первым чтением в Думе и первым же — разумеется, тщательно спланированным — выступлением Владимир Путина по этому вопросу. Президент, осознающий груз своей ответственности перед страной, публично признает: если ничего не делать, то система лопнет. Соня Гройсман — о том, как власти оттягивают неизбежное.
Во время обсуждения самой спорной реформы последних лет — пенсионной — у здания Госдумы собрались «Левый фронт», «Яблоко» и депутаты КПРФ. Фракция даже вывесила в зале для голосования протестные баннеры. Впервые за долгое время. Правда сперва там предлагали все-таки дождаться что же скажет тот самый. Предложение отклонили — слово дали министру труда Топилину. Он то и поведал откуда растут ноги у введения пенсий.
Максим Топилин, министр труда: Когда были приняты параметры пенсионной системы? Я напомню: в начале 30-х годов. Мы взяли такую систему, которая заработала первый раз в Германии и была внедрена, сделана по образу немецкой, которая была введена еще Бисмарком.
Как по методичке немецкого канцлера вспомнил и единоросс Андрей Макаров, глава комитета по бюджету и налогам: «Чем дольше живут люди, тем больше у нас пенсионеров. И работающие платят за пенсионеров. Это придумал Бисмарк». И вот тут Государственная дума неожиданно превратилась в место для дискуссий.
Даже некоторые члены «Единой России», которым по зову партии велено поддерживать инициативы правительства и Дмитрия Медведева, повели себя непредсказуемо. Восемь человек не явились на голосование — в их числе и Сергей Железняк. Источники Дождя объясняют — он не хотел голосовать за реформу. Ему теперь угрожает отставка с партийного поста, чего он сам и добивается. А Наталья Поклонская и вовсе проголосовала против — ее отказ уже пообещали обсудить на партсобрании.
Аббас Галлямов, политолог: Граждане должны видеть, что какая-то часть того, что называется оппозицией, протестует против власти, борется. Вот сейчас спрос на такую оппозиционную деятельность появился, раньше его не было. Сейчас власти это должны демонстрировать, и то, что мы видели вчера в Госдуме, являлось как раз демонстрацией наличия некой реальной оппозиции.
И уже на следующий день после голосования оказалось, повышение пенсионного возраста не по душе и президенту.
Владимир Путин: И когда меня спрашивали, и сейчас спрашивают, какой из различных вариантов мне нравится? Я и тогда, и сейчас могу сказать — никакой. Мне никакой не нравится, связанный с повышением возраста. И уверяю вас, и в правительстве мало таких людей, если вообще есть, которым это нравится.
На встрече с волонтерами президент, который, по словам его пресс-секретаря, не имеет никакого отношения к реформе, оказался крайне о ней осведомлен. Но формулировки о нежелании повышать пенсионный возраст не должны никого обмануть, объясняют политологи.
Аббас Галлямов, политолог: То что он сказал сегодня — это всего-лишь простая мысль о том, что мы не можем себе позволить не проводить реформы, мы ее проведем, просто не стоит на это обижаться. Если власти удастся навязать подобное восприятие ситуации, что это действительно объективные причины, а вовсе не чья-та злая воля, не чья-то недоработка, то тогда протест не будет массовым.
По словам Путина, повысить пенсионный возраст в 21 веке завещали потомкам еще в 1990-х. В тех самых, ассоциаций с которыми так стремятся избежать кремлевские начальники. Из этих же соображений государственным СМИ рекомендовали не употреблять слова «реформа», и оно действительно исчезло из эфира. Реформа есть, а слова такого нет. Зато есть «совершенствование пенсионного законодательства».
Точно так же в 2005-м процесс отмены льгот называли красивым словом «монетизация», а в 2008 году — слово «кризис» было под запретом. Тогда были «трудности». Правда как ее не назови — акции против пенсионной реформы проходят почти каждую неделю. В ближайший месяц протесты правда могут утихнуть. Реформа, анонсированная под шум трибун, в разгар обсуждения снова уходит в подполье — Госдума на каникулах. Вносить поправки решено до 24 сентября.
Фото: Пресс-служба Госдумы