Россияне перестали верить власти. Почему падает рейтинг у Путина, Шойгу и Лаврова

12/10/2018 - 23:48 (по МСК) Михаил Фишман

Решения о том, как Владимир Путин сохранит контроль над страной через пять с половиной лет, по общему убеждению, начнут реализовываться через два года. Но даже до этого момента еще надо дожить и доползти. Да, ситуация управляемая, но не блестящая — об этом говорит и продолжавшаяся на этой неделе чистка губернаторов. Несмотря на 80 долларов за баррель, ситуация в экономике тяжелая. Эксперты Комитета гражданских инициатив Михаил Дмитриев, Сергей Белоновский и Анастасия Никольская опубликовали исследование о настроениях в обществе. Вывод: надежды на государство падают, авторитет власти падает, жажда сильной руки падает — и это фундаментальные перемены. Семь лет назад Михаил Дмитриев и Сергей Белановский фактически предсказали события на Болотной площади. Экономист Михаил Дмитриев в студии Дождя — о подробностях исследования.

Михаил Эгонович, я правильно изложил, собственно, если совсем вкратце, суть того, что вы поняли?

Совсем вкратце ― произошли в очередной раз в нашей стране серьезные изменения в массовом сознании, причем они произошли не с точки зрения отношения к каким-то событиям или к каким-то персоналиям, а то, как люди внутренне ощущают себя, свои проблемы и окружающий мир. И это гораздо более серьезно, чем просто изменение уровня доверия к каким-нибудь политикам или каким-нибудь институтам.

Более того, мы увидели, что вот эти внутренние изменения в настроениях населения произошли раньше, чем начали снижаться рейтинги, чем возникло усиление протестных настроений и желания протестовать против пенсионного возраста и тем более все эти истории с губернаторскими выборами.

Вы проводили исследования еще до объявления пенсионной реформы, которая была радикальной точкой перехода.

Наши выводы мы сделали на основании данных, которые мы получили в конце апреля ― начале мая, когда стояла гробовая тишина в массовом сознании.

Все ждали инаугурацию Путина.

Прекрасно прошли выборы президента, никаких признаков в количественных данных социологии не было о том, что происходят какие-то ухудшения в массовом сознании. И мы увидели изменения, как только мои коллеги позвонили мне буквально из поля, это было в начале мая, я отдыхал, был в путешествии, а они мне позвонили и сказали, что происходит, мы сразу поняли и решили: да, сейчас изменения начнутся и пойдут очень быстро.

Не прошло и полутора месяцев, как эти изменения приобрели такой темп, которого, конечно, никто не ждал. Но, по нашим данным, это с высокой вероятностью должно было случиться.

Также по теме
    Другие выпуски