Дело Голунова: месяц спустя. Почему власть проигнорировала самое громкое расследование лета
Кто владеет московскими кладбищами — знаменитое уже теперь расследование Ивана Голунова. Самое веселое в этом расследовании — это картинки, фотографии из инстаграма бизнесменов братьев Мазараки. На них фигурирует подполковник ФСБ Марат Медоев — правая рука главы ФСБ по Москве и области Алексея Дорофеева. Это не силовики, как мы их привыкли себе представлять: грубые мужчины с барсетками и в квадратных ботинках. Перед нами успешные бизнесмены, хорошо освоившие мир гламура и образ жизни подмосковной Рублевки. Они уже научились жить красиво, со вкусом, как положено членам высшего общества. Евгения Зобнина — о расследовании Ивана Голунова и расследовании его дела, которого мы все ждем.
1 июля то самое расследование Ивана Голунова о похоронном бизнесе опубликовали 10 иностранных и 22 российских СМИ. Историю о том, как под протекцией ФСБ московские кладбища захватили выходцы из Ставрополья, в первые сутки прочли полтора миллиона человек. Сейчас, по словам «Медузы», читателей точно больше двух миллионов.
Иван Колпаков, главный редактор издания «Медуза»: «Это не считая тех изданий, которые сами опубликовали расследование Ивана после того, как мы открыли его по Creative Commons, то есть когда мы разрешили всем его публиковать, перепечатывать без каких-либо ограничений. Я считаю, что мы в принципе добились своих целей по охвату, по читателям и по участникам этой красивой и очень важной акции журналистской солидарности».
Государственные СМИ историю про кладбища проигнорировали. В отличие от сюжетов про задержание Голунова, максимум, на что они пошли — рассказали о десятках публикаций. Тем не менее, в Кремле расследование видели. Вот что сказал о нем пресс-секретарь Песков, по сути выразил отношение всех властей: «Безусловно, этот материал был достаточно широко опубликован. Конечно же, мы с ним ознакомились. Также возможность ознакомиться с этим материалом была и в упомянутых специальных службах. Поэтому информация доступна для всех. Что касается дальнейших действий, то, наверное, это уже прерогатива тех самых ведомств».
Упомянутые спецслужбы — это в первую очередь ФСБ и МВД. Ивану Голунову удалось узнать, как после драки на Хованском кладбище похоронная индустрия попала в руки уроженцам Ставрополья, среди них семья Мазараки. Братья Лев и Валериан в прошлом вывели из банков огромные суммы. Они дружат с начальником ГБУ Ритуал Артем Екимовым, а он — ставленник главы московского управления ФСБ Алексея Дорофеева и его помощника Марата Медоева.
Источник Дождя в Кремле сообщил, что против Голунова могли возбудить дело по указке фигурантов его расследования, но к этому точно не причастна верхушка ФСБ. То есть, ни Дорофеев, ни Медоев не заказывали Голунова, уверены на Старой площади. На какой стадии дело полицейских УВД по ЗАО Москвы, которые задерживали журналиста, неизвестно. В их работе были найдены нарушения — и о них тоже ничего не известно. СМИ писали о массовых увольнениях их коллег. МВД это опровергло. Однако на сайте ведомства сразу появилось 15 вакансий.
После дела Голунова президент Путин снял с должности начальника управления по контролю за оборотом наркотиков управления МВД по Москве Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО Андрея Пучкова. РБК пишет, что заместитель Пучкова Игорь Петухов подал рапорт об отставке. Отстранили от должности и начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД по ЗАО Андрея Щирова. Именно он рассказывал телеканалу «Россия 24» — Голунова подозреваем чуть ли не в контрабанде.
Впрочем, увольнения эти вряд ли связаны с резонансным делом. По словам источника издания «Проект», полицейские генералы наврали, и это для Кремля гораздо важнее сфабрикованного дела: «Если бы они сразу в пятницу покаялись и сказали, что есть косяк и надо подумать, как выйти из него с наименьшим ущербом для системы, Голунов до сих пор бы был под арестом и в лучшем случае отделался бы условным сроком».
Фото: Артем Геодакян/ТАСС