«Мы награждаем Путина саммитом?» Что Байден готов обсуждать с президентом России
26 мая швейцарские СМИ писали, что президент России Владимир Путин и президент США Джо Байден могут провести переговоры в женевском отеле InterContinental. Позднее пресс-служба Кремля подтвердила, что мировые лидеры встретятся в Женеве 16 июня. Михаил Фишман в своей авторской колонке выяснял, что Байден будет готов обсудить с российским президентом, и готов ли Владимир Путин хоть в чем-то уступить американскому коллеге.
Про саммит Путина с Байденом в Женеве 16 июня можно точно утверждать две вещи: прорыва не будет, и, что даже интереснее, Байден, судя по всему, станет первым человеком на Земле, с которым Путин встречается за последний год, не продержав его перед этим две недели на карантине. Не понимаю, почему: что, Байден не может у себя дома две недели посидеть ради такой встречи? Еду ему будут ставить под дверь, тут проблемы нет. Можно и с женой приехать, если она тоже не будет выходить на улицу, так многие делают.
Саммит все-таки состоится, по иронии судьбы, сразу после саммита «Большой семерки» — на этот раз в Британии, — той самой «семерки», которая раньше была «восьмеркой» с участием России, с 1998 года и пока не случился Крым. С другой стороны, может оно и к лучшему: а то пришлось бы аж семерым самым влиятельным в мире лидерам две недели на карантине сидеть, представляете?
Кремль недолго держал драматическую паузу, показывая, что Байден так и не прощен за своего «Путина-киллера». Известно, что будет обсуждаться ядерный арсенал, эпидемия, климат, вмешательство России в американские выборы. Навальный. Вот что пишет The New York Times.
«Список включает преследование и заключение под стражу Алексея Навального — лидера оппозиции, которого спецслужбы Путина пытались убить с помощью нервно-паралитического вещества. Также мистер Байден планирует посвятить значительную часть времени теме кибербезопасности в надежде уменьшить растущую волну кибератак, нацеленных на Соединенные Штаты», — сообщает издание.
Надежды эти, вероятно, тщетны: Путин будет все отвергать, а The New York Times как раз рассказывает про очередную кибератаку: связанные с российской внешней разведкой хакеры на этот раз захватили почту Американского агентства международного развития, и через нее проникли в системы правозащитных организаций, которые критикуют Владимира Путина.
На самом деле, для Байдена это даже более важная встреча, чем для Путина. Путину важен сам факт разговора, а с Байдена спросят за результат — сумел он построить отношения с Путиным, не сдав позиций, или нет? Байдена уже критикуют республиканцы, пишет The Washington Post.
«„Мы награждаем Путина саммитом?“ — говорит в своем заявлении сенатор Бен Сасс, представляющий Небраску. „Путин посадил Алексея Навального, а его марионетка [президент Беларуси Александр] Лукашенко угнал самолет, чтобы схватить Романа Протасевича. Вместо того чтобы обращаться с Путиным как с бандитом, который боится собственного народа, мы отдаем ему его драгоценный „Северный поток-2” и узакониваем его действия саммитом. Это жалко„. <…> Это будет, вероятно, самая важная встреча за все первое время срока Байдена. Он во многом построил свою карьеру в Сенате на своем опыте в международных отношениях и ценными личными связями с зарубежными лидерами. При президенте Обаме его часто отправляли к высокопоставленным чиновникам в Афганистан и Китай для укрепления отношений», — пишет газета.
Действительно, Белый дом снял санкции с компании-оператора трубопровода «Северный поток-2» — чтобы не портить отношения с Германией. Теперь это даже может оказаться и к месту. Вопрос приоритетов: кого важнее наказать — Путина или Лукашенко, запретив ему транзит газа. В любом случае, без разговора про Лукашенко не обойдется, как без разговора про Украину, но это и есть те самые красные линии, за которые Путин зайти не даст: Лукашенко свой сукин сын, а Зеленский пусть выполняет минские соглашения, и других вариантов нет.
Научный сотрудник Института США и Канады Александра Филипенко считает, что именно Украина и Беларусь станут ключевыми темами переговоров Байдена и Путина.
«Очень серьезное внимание уделяется Украине, конечно, и Беларусь, безусловно, будет одним из главных вопросов и тем для обсуждения, потому что сейчас администрация США уже заявляла о том, что они обеспокоены. Об этой бесконечной обеспокоенности мы слышим постоянно, но Белый дом обычно держался совсем в стороне от вопросов Беларуси. Конечно, Украина, война, здесь, естественно, Белый дом реагировал, но сейчас ситуация довольно-таки серьезная, и, наверняка даже такие вопросы как Арктика и прочие отойдут на второй план в сравнении с тем, что происходит в Беларуси», — рассказала американист Александра Филиппенко.