Самые непредсказуемые выборы Украины. Почему Зеленский уходит в отрыв, и кто стал новым претендентом на второй тур
Ровно через месяц состоятся выборы президента Украины, на данный момент по социологическим опросам лидирует комик Владимир Зеленский, за ним идут Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Михаил Фишман обсудил с украинским политологом Георгием Чижовым, могут ли в списке претендентов на выход во второй тур появиться новые лица, чем быстрый рост рейтингов Зеленского опасен как для Украины, так и для него самого, и почему возможное президентство комика одновременно выгодно и невыгодно Кремлю.
Георгий, добрый вечер. Я начну с новости, которую сегодня мы узнали, о том, что кандидат, мэр Львова Садовый снял свою кандидатуру в пользу другого демократического кандидата Гриценко. Это, я так понимаю, довольно серьезная новость в предвыборной кампании Украины, это означает, что сформировалась некая демократическая коалиция, которая тоже претендует на какие-то места в этой гонке, действительно либеральная прозападная демократическая коалиция в чистом виде. Так это или нет? И можно ли говорить о том, что у Гриценко теперь тоже есть шансы на выход во второй тур?
Так это или нет, мы поймем в ближайшие дни. С самого начала избирательной кампании ожидалось объединение этих политиков, причем Анатолий Гриценко стабильно набирал больше, чем Андрей Садовый. И конечно, отказ Садового объединяться и его самостоятельный поход в президенты в свое время очень снизил рейтинг Гриценко. Теперь у него есть шанс догнать лидирующую тройку, может быть, превратить ее в лидирующую четверку претендентов на выход во второй тур, но так ли это, не был ли упущен момент для объединения, мы поймем, когда примерно через неделю социологи расскажут, как изменились предвыборные предпочтения украинцев.
То есть пока мы не можем сказать, что вот второй тур, например, может выглядеть так: Зеленский-Гриценко? И в нем нет ни Порошенко, ни Тимошенко, с которыми мы прожили столько лет.
Пока не можем. Вообще ситуация-то меняется очень сильно. Скажем, Юлия Тимошенко лидировала больше полугода в президентской гонке. На второе место в какой-то момент выходил Анатолий Гриценко, но потом он провалился, и в последние недели казалось, что претендентов на выход во второй тур всего трое. Вернется ли в их число четвертый, увидим.
Хорошо. Можно ли говорить о шансах Зеленского выйти во второй тур как о более-менее очевидных, понятных, близких к 100%?
На сегодня они выглядят примерно такими, хотя надо сказать, что вот этот очень быстрый рост рейтинга Зеленского как раз угрожает тому, что так же быстро может его звезда и закатиться. Потому что это не устойчивый какой-то избиратель, который формировался годами, присматривался к кандидату. Нет, это люди, которым в первую очередь, по всей видимости, неприятны привычные ему лидеры Украины, и вот такой вариант выбора «против всех». Насколько это устойчивый выбор, не удастся ли его перебить какими-то аргументами против Зеленского и какими-то аргументами в пользу других кандидатов, тоже пока непонятно.
Есть ли у Порошенко какие-то еще козыри в кармане, которые он может вытащить, и таким образом сильно себя загнать перед первым туром?
Собственных козырей, я думаю, у него немного, потому что те темы, где у него есть какие-то достижения, они уже с самого начала кампании присутствуют в информационном поле, они даже начинают надоедать. Я думаю, что есть у Порошенко, чего мы на сегодня не видим, это во-первых, некоторый административный ресурс. Причем я имею в виду тут не банальные фальсификации, возможности фальсификации в нынешней Украине очень ограничены, а именно возможность мобилизовать какие-то группы населения, каких-то госслужащих, вот этот ресурс может ему принести 2-3%, которые сейчас не ловят социологи. И второе — возможность достать какой-то негативный козырь, то есть вытащить компромат на кого-то из оппонентов, причем не факт, что это даже будет очевидно, что это от имени Порошенко делается.
Понятно. Теперь, если можно, немного о Зеленском все-таки. Кто он такой, и можно ли хоть как-то его описать в идеологических каких-то понятных нам терминах, что вот он за это и против того?
Практически невозможно. Когда обсуждалась вероятность выдвижения Зеленского, еще до того, как это стало реальностью, его иногда ставили на одну доску со Святославом Вакарчуком, лидером группы «Океан Эльзы», который тоже долго думал-думал, да и не пошел в итоге в президенты. Так вот, отличие даже от Вакарчука у Зеленского в том, что Вакарчук на протяжении долгих лет демонстрировал свою гражданскую позицию, участвовал…
Она такая чисто, достаточно чистопроевропейская, либеральная, демократическая позиция, если я правильно понимаю.
Совершенно верно. А вот Зеленский никогда никоим образом не говорил на общественно-политические темы от своего имени, а не от имени своего героя.
Да-да, а то мы уже не знаем, где кто.
Да. И поэтому украинские избиратели, если они представляют какой-то образ Зеленского, они на самом деле представляют кинематографический, комический образ Голобородько.
А он какой?
Он такой, это кандидат простых людей, простой человек, который случайно стал президентом. И вот на этом и замешана вся история в сериале «Слуга народа», которого вот уже третий сезон сейчас выйдет. А вот сам Зеленский, как показали его неудачные попытки пообщаться с журналистами или, например, с западными дипломатами, вообще не очень силен, мягко говоря, и в политике, и в экономике. И когда он пытается что-то говорить, получается сплошной конфуз, поэтому сейчас штаб фактически запретил ему разговаривать.
Вот вчера был очередной скандал, не скандал, когда в эфире одного из популярных телеканалов, Зеленского там, конечно, не было, но его подключили по скайпу, и опять же выступил он так, что потерял часть своих сторонников. То есть реально, конечно, нельзя сказать, что Владимир Зеленский какой-то неумный человек, человек он безусловно умный, но настолько он далек от политики, от государственного управления, даже от идеологии, что пока он не может дать внятных ответов ни на один вопрос. Кампания его построена на каких-то шуточках и прибауточках, и в принципе даже он забывает говорить порой, что он за все хорошее против всего плохого.
Можно ли утверждать, на основании того, что вы говорите, что он самый комфортный кандидат для Кремля, из того списка, который есть в реальности?
На самом деле, нельзя, потому что для Кремля Зеленский — это такой же кот в мешке, как и для украинских избирателей. Кто войдет в его команду? Были разъяснения, что это совершенно не те люди, которые ведут сейчас его избирательную кампанию, это более-менее понятно, там в основном артисты и шоумены. Каковы будут его приоритеты во внешней политике? Я думаю, он сам сейчас это понимает с трудом. Насколько вообще он будет независим от тех же украинских олигархов, и в частности, от Игоря Коломойского, с которым он так или иначе связан? Не возьмусь убедительно сказать, каким именно образом связан, но то, что его поддерживают именно медиа-ресурсы Коломойского, в первую очередь, телеканал «1+1», это тоже очевидный факт.
Но может ли сработать та же логика, которая, уже однажды мы это видели на примере выборов Трампа, когда Москва очевидно поддерживала Трампа, а теперь еще и обвиняется в махинациях, хакерстве и так далее? То есть взломать систему с помощью несистемного кандидата, в этом логика, которая тогда победила в Америке, вот мы наблюдаем, что происходит. Этот же подход наверняка обсуждается в Кремле сегодня в связи с Зеленским.
Совершенно верно, с этой точки зрения Зеленский, конечно, очень перспективен, как и Трамп. То есть с одной стороны, не понятно, что будет, с другой стороны, есть ощущение, что это может расшатать Украину, конечно, в гораздо большей степени, чем Америку, потому что в Украине не создано системы сдержек и противовесов. И то, что вся схема может разболтаться и повысить шансы каких-то прокремлевских сил, или вообще Москвы, да, такое может быть. И в ситуации, когда никто из пророссийских кандидатов не имеет шансов победить в этом цикле на выборах, возможно, определенными аналитиками в Москве и рассматривается Зеленский как самый интересный кандидат, с точки зрения вот этих никому не понятных перспектив.
Но пока, тем не менее, говорить даже об участниках второго тура все-таки, видимо, рано, если я правильно вас понимаю, и нам нужно еще раз будет поговорить недели через две?
Совершенно верно. Еще вчера у нас было три пары возможных участников, Порошенко-Зеленский, Порошенко-Тимошенко или Зеленский-Тимошенко, сейчас…
Шесть.
Вот с этим выходом Садового из предвыборной кампании, конечно, число вариантов увеличилось. При этом самое интересное, что социологи в тех трех парах, о которых я сказал, давно уже посчитали, кто по идее должен победить. В частности, Зеленский, по ответам респондентов, легко побеждает что Порошенко, что Тимошенко, на самом деле совершенно не факт, как раз в силу того, что рейтинги Зеленского скороспелые и у него нет устойчивого электората. То есть за три недели между первым и вторым туром вполне возможно, что оппоненту Зеленского, кто бы это ни был, удастся убедить, что такой человек в принципе во главе государства непредсказуем и опасен.
Удивительная история, мы не знаем, кто станет следующим президентом Украины. Спасибо большое.
Фото: Анна Марченко / ТАСС