«Это пятая или шестая волна закручивания гаек за 20 лет»: главные итоги встречи Путина и СПЧ

Рассказывает Павел Чиков
11/12/2020 - 23:07 (по МСК) Михаил Фишман
Поддержать ДО ДЬ

10 декабря президент России Владимир Путин принял участие в заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, на котором в режиме онлайн правозащитники обсудили с ним ряд вопросов. Среди тем, поднятых на заседании, были юридический статус природоохранных территорий, регламентация вахтовой работы, развитие паллиативной помощи. Были обсуждены самоубийство нижегородской журналистки Ирины Славиной, отравление оппозиционера Алексея Навального, а также судебный процесс над журналистом и экс-советником главы «Роскосмоса» Иваном Сафроновым по делу о госизмене. Кроме того, президент одобрил идею создания российского аналога ЕСПЧ. Об этом Михаил Фишман поговорил с главой правозащитного центра «Агора» Павлом Чиковым. 

Михаил Фишман: Владимир Путин встретился с Советом по правам человека в онлайне. В онлайне все как-то сглаживается, звучит проще, выключатель туда-сюда прыгает. Когда Путину сказали про резонансное дело журналиста Ивана Сафронова — его судят за госизмену и засекретили обвинение, — Путин сначала задумался, потом сразу вспомнил: да-да, он в курсе, во-первых, ему вменяется нежурналистский период, когда он работал в «Роскосмосе», а во-вторых, его уже осудили. «Это оговорка», — справедливо поправит потом своего начальника пресс-секретарь Песков, но почему оговорку Путина так трудно отличить от его взгляда в будущее? Уже и «Роскосмос» опроверг, все знают: практически единственное, что известно про обвинения в адрес Сафронова, — они основаны на неких его контактах многолетней давности еще как журналиста газеты «Коммерсант». 

Член СПЧ Екатерина Винокурова, которая спрашивала про Сафронова, кроме того попросила специально вписать в закон, что помилование не требует признания вины. По закону институт помилования действительно не требует признания вины, но в это никто не верит, прежде всего сам Путин. В общем, лучше написать, что по газону ходить можно, потому что если ничего не писать, то считается, что нельзя — такая разумная логика. Но наказания, как известно, без вины не бывает — и помилования тоже. В ответ Путин рассказал, что помиловал в свое время Михаила Ходорковского, потому что тот признал вину — как Путин выразился — косвенно, в письме, которое прислал ему из тюрьмы. Ходорковский это уже опроверг: ничего он не признавал ни прямо, ни косвенно. Кроме того, отмотать на семь лет назад и проверить тоже ведь несложно. 19 декабря 2013 года после своей пресс-конференции Путин сообщает, что подписал указ о помиловании, на следующий день Ходорковского уже переправляют в Берлин и он сразу публикует свое заявление: 

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, прилетевший в пятницу в Германию, сообщил, что обратился к президенту РФ с просьбой о помиловании в связи с семейными обстоятельствами, и отметил, что вопрос о признании вины не ставился.

Другие выпуски